Ни разу не орнитолог. Все рассуждения - ИМХО.
Хотим мы этого или нет, но живем мы в экосистеме. Мало того, мы на нее активно влияем (впрочем, как и она на нас). Причем, в зависимости от места проживания, степень влияния (взаимного!) будет различным, ибо все, что составляет биологическую систему в каждом конкретном месте будет неповторимым сочетанием биоценеза (сообщества живых организмов), биотопа (среды их обитания), системы связей, осуществляющей обмен веществ и энергии между ними.
На мой взгляд (судя по комментариям в прессе) новые правила орнитологической безопасности пытаются "объять необъятное": страна огромная, а правила пытаются сделать едиными, а потому - неизбежно примитивными без учета местной аэродромной специфики.
А тут еще и влияние климатических особенностей, точнее - их динамики. Не так быстро, но птичья фауна в "моих широтах" заметно меняется: появились птицы, которых я лет 30-40 назад в городской черте не встречал (только в средних широтах). А под них надо правило переписывать, ибо ведут они себя иначе.
Тем не менее из интернета можно узнать, что любая экосистема включает в себя набор функционально разных групп организмов:
- первичные продуценты - производят из неорганических веществ органические, используя солнечный свет или химическую энергию. Это способные к фотосинтезу зеленые растения, автотрофные бактерии, археи;
- консументы, поедающие продуцентов, других консументов или деструкторов. К ним относятся люди и животные (в том числе - птицы). Они выделяют диоксид углерода (СО2). Их останки, испражнения, шерсть, волосы представляют собой источник химической энергии;
- деструкторы (микроорганизмы), которые разлагают, а затем минерализуют останки продуцентов и консументов, их испражнения или органы (опавшие листья и др.).
Правила орнитологической безопасности, предлагающие определенные меры защиты на аэродромах зон взлета и посадки самолетов предлагают по сути методы разрушения экосистемы, сложившейся вокруг аэродрома.
Но, одно дело - ликвидировать свалки вблизи аэродромов или запретить там разведение сельскохозяйственных культур, привлекающих на определенной стадии созревания стаи птиц и другое - массовый отстрел и ликвидиция гнездовий вблизи аэродрома. То есть нарушение сложившегося экологического баланса. И во что это выльется в итоге - предвидеть сложно. Решив проблему в одном случае, можно создать ее в другом (например, биологически неконтролируемое размножение насекомых или мелких грызунов).
Думается, что наименее травматичным для биосистемы вокруг аэродрома будет все же отпугивание птиц на время взета/посадки ВС.
Какими методами? Вот тут и надо поработать науке орнитологии. Именно в части выявления методов управления птицами на занятой ими территории.
Они ведь тоже имеют границы своих участков, которые защищают от захватчиков. Можно представить, что поднятые громкими звуками птицы летят в "чужие пенаты", заставляя подниматься "перехватчиков" и создавая в воздухе толчею, в которой самолет перестает восприниматься, как источник опасности. Это - как предположение.
Какова роль окраски самолетов? Как влияет световое сопровождение в направлении взлета/посадки? Играет ли роль цвет, яркость вспышек и их частота на то, как на них будет реагировать летящая впереди птица, и на каком удалении будет восприниматься ею, как опасность? Есть ли нужная для безопасности полетов реакция у любого вида птиц или, скажем, частоту и цвет надо менять для а/д в разных ареалах обитания конкретных пород птиц.
Возможно, что такие "негуманные" исследования вызовут протесты среди "зеленых". Пусть подключаются к поискам методов защиты аэродромов другими способами. Желательно - универсальными.