Ан-10. Факты и гипотезы. (+)

Друзья, вот что помню. Ан-10 летали активно до 1975 года примерно. Говорю ответственно, так как наша дача находилась по трассе захода во Внуково, полоса 20 (теперь 19). Тогда, в счастливые "Брежневские" времена, самолёты во Внуково (Ту-104, Ил-18, Ан-10) заходили на посадку прямо над нашим деревенским домом. Дедушка нам, внукам, купил в 1969 году подзорную трубу "Турист-2", 50 мм объектив, увеличение 20 крат, и я с родным братом по очереди разглядывали "брюхо" всех заходящих на посадку лайнеров. Иногда удавалось увидеть "голубую" рубаху штурмана через мелькнувшее окно остекления. Да, был какой-то период, сейчас и не вспомню, когда вместо Ан-10 стали чаще летать Ан-24, хотя их раньше не замечалось. Но, реально, в газетах не сообщалось об катастрофе, после которой полёты в ГА Ан-10 были остановлены, и мы ничего про это не знали. Во всяком случае, самые яркие воспоминания детства - это именно жужжащий Ан-10 с голубым "парусом" на киле и голубая рубашка штурмана через подзорную трубу. Кстати, более часто пролетающие Ил-18 отличались от Ан-10 своим звуком - Ил-18 более "бархатистый", Ан-10 - более "грубый". Ну, и ещё. Шедшие на посадку Ту-104 поражали своим размахом и мощью. Бабушка говорила: вот, если бы я была молодой, обязательно стала бы лётчиком... Интересно, что Ту-104 и Ил-18 в 1960-е годы летали практически в любую погоду. Вот, например, засыпаем в детстве на даче. Ураган, гроза, молнии жёлтые-белые-синие бьют чуть ли не в подоконник. А тут громовой грохот, Ту-104 идут на посадку во Внуково... Крыша дома грохочет от ливня и от рева РД-3М-500 (АМ-3). Фантастика, я тут некоторые годы назад писал об одной мистике, связанной с Ту-104, наверное поэтому самолёт меня до сих пор чем-то держит. Но не будем вспоминать, той дачи давно уже нет, да и летал на Ту-104 всего 2 раза, в 1970 и в 1979 годах. Факт тот, что во все бури и ураганы, наши отечественные борта исправно садились в любую погоду, несмотря на все "нормы" ИКАО, и это я вспроминаю про 1960-1970-е годы. Ну и ещё, раз уж откровенный разговор. Дорогой Леонид Ильич (Брежнев), покуда был у власти, не смущался "шопотом" идущих на посадку самолётов. Машины пролетали буквально над забором знаменитого санатория "Барвиха". Это был регулярный "правый" заход на ВПП 20 Внуково (и кто догадался переименовать в 19 ?). Сегодня, боясь задеть "яйца" над Рублёвкой, борта за версту обходят и Ильинское, и Жуковку, и Барвиху, и Ромашково. По существу, полоса 20 (19) работает редко, левым разворотом, иногда тревожа лишь жителей Одинцово и "Новой Москвы".
 
Вообще, если вспоминать благословенные годы детства, вторую половину 1960-х и первую половину 1970-х, много сегодня кажется фантастикой. Тема абсолютно неисчерпаема, если будет интерес, буду вспоминать дальше. Тема "векторения" при заходе на посадку тогда была абсолютно неактуальна. Все борта, идущие во Внуково, летели по одной и той же трассе, хоть ночью в грозу, хоть в ясный июньский полдень. Трудно конечно оценить высоту бортов, когда-то пролетающих над крышей нашего дачного дома, но примерно это было в районе 600 метров. Строго по "коробочке" борта заходили во Внуково, в 50% от всего времени, опять же примерно, мы с братом слышали их грохот (жужжание, как хотите) эта работала полоса "20" Внуково, правый разворот. Статистика простая: пожалуй, процентов 60 - это Ил-18, процентов 25 - это Ту-104 (от Ту-124 возможно не отличить, но у тех были синие полосы на киле и кончиках крыльев иногда), ну и 15 процентов Ан-10, преимущественно с голубым "парусом" на киле. Детство-детством, возможно именно тогда зарождалась любовь к авиации. Услышав приближающийся гул, мы с братом и подзорной трубой сломя голову выскакивали на крыльцо, стараясь "поймать" очередной самолёт. За все годы наблюдений, один-единственный раз, мы заметили Ил-18 с застопоренным (флюгированным) винтом одного из двигателей, но опять, за давностью лет, гарантии дать не могу.
 
Значения магнитного склонения со временем повсеместно меняются. Из-за этого меняются и значения фактических магнитных курсов.
 
Это понятно. Тема конечно не для этой ветки, случайно зацепили, но давно хотел задать подобный вопрос в "чайниках". Исторически ВПП маркируются значением магнитного путевого угла, а магнитный полюс плавает, особенно заметно смещаясь в последние десятилетия. Я уже думал, что отстал от жизни, вдруг вместо ПМПУ теперь положено писать направление на географический север (юг), т.е. на истинный, а не магнитный полюс. Но если по-прежнему маркировка ВПП идёт по фактическому магнитному курсу, логично предположить, что и другая ВПП, расположенная, скажем, под углом 40 градусов к первой (как во Внуково) должна также получить новое значение курса. Раньше было: "правая" ВПП 20-02, "левая" 24-06. "Правая" стала 19-01, а левая осталась как было (поправьте, если ошибаюсь). Естественно, всё имеет научное объяснение, но факт интересный. Чем-то напоминает загадки девиации магнитного компаса.
 
Обозначение ВПП , если не ошибаюсь, получается, если округлить значение курса и отбросить 0.
"Переобозначение" происходит, когда "младший разряд" значения курса переходит через 5, т.е сначала округляли в одну сторону, а после изменения- стали округлять в другую.
Например (!!!), одна ВПП имела направление 196, а другая -244. Обозначались они как 20 и 240. Когда курсы уплыли на 2 градуса, то они стали соответственно: 194 и 242 градуса. А обозначения в этом случае будут: 19 и 24.
 
Если за час, то сколько примерно могло сесть?
В те периоды, когда ВПП 20 Внуково работала "на посадку", самолёты шли с интервалом буквально 2-3 минуты, может чуть реже (не всегда, разумеется). Не успевал за деревьями стихнуть свистящий гул Ту-104, через минуту-полторы начинало доноситься шмелиное жужжание приближающегося Ил-18. Потом ещё 2-3 Ил-18, снова Ту-104, потом Ан-10... В "пачке" на посадку могло быть 2-3, а иногда и 10-15 самолётов. Потом перерыв минут 20-30 (видимо на взлёт), и опять череда идущих на посадку бортов. Иногда несколько дней тишина, наверное другая полоса работала, потом снова посадка на 20-ю. Летали круглосуточно, ночью чуть меньше, но всё равно интенсивно. Самолёты никого особо не раздражали, местные и дачники к ним привыкли, а у нас детей вызывали полный восторг. Хотя конечно шум от рёва Ту-104 и винтов Ил-18 в момент пролёта над домом был сильный, кровельное железо на крыше грохотало, стёкла звенели. Как уже писал, Ту-104-й бывало перекрывал шум грома во время грозы и ливня. Интересно, разрешено ли сейчас выполнять заход на посадку прямо под грозовым очагом? Вообще, есть такое ощущение, что даже в конце 1960-х интенсивность полётов во Внуково была примерно такой же, как и в более поздние 1970-е и 1980-е годы, после смены самолётного парка. Да и вряд ли сильно отличается от сегодняшней в моменты активной работы ВПП "на посадку" (с той разницей, что сегодня чаще работает "левая" полоса). А вот про трассу захода это отдельная тема. На моей памяти (примерно с 1966-1967 года) "правая" трасса на 20-ю ВПП менялась и сдвигалась раза четыре, пока её полностью не отменили. Дойдут руки, постараюсь написать.
 
Никто не отменял , просто редко используют.

 
Примерно по такой трассе (выделено красным) осуществлялся выход самолётов в зону 4-го разворота при посадке на ВПП20 Внуково во второй половине 1960-х годов. Черным показан посадочный курс. Как видим, зона 4-го разворота была заметно ближе к торцу ВПП, чем в последующие годы. Где-то это район деревни Баковка. Уже в 1970 году (вспоминал и сравнивал, думаю не сильно ошибся) произошло первое изменение курса: его уменьшили примерно градусов на 5, заставив борта выполнять 4-й разворот ближе ко МКАДу. До того летавшие прямо над крышей нашего дачного дома самолёты сместились метров на 75-100, показывая правую сторону киля. За картографическую основу взят снимок Москвы со спутника 1966 г, опубликованный на портале РЕТРОМЭП.ру Снимок Москвы со спутника .Новая трасса продержалась недолго: примерно в 1972-1973 годах курс снова изменили: самолёты по-прежнему пролетали чуть западнее моста через Москву-реку, но двигались с более восточным курсом и стали вместо одного совершать два правых разворота (третий и четвертый), выходя на предпосадочную прямую где-то между Немчиновкой и Трёхгоркой.
 
Вот мне то и странно, что с цифрами не бьётся. Потому что даже сейчас борта идут не каждые 2-3 минуты в течение дня, а только в отдельные часы утреннего разлета и вечернего прилёта. Иногда минут по 15-20 никого нет, и это по расписанию.

В те годы, если по статистике, пассажиропоток Внуково был чуть ли не в десять раз меньше, чем сейчас.
Значит, "каждые 2-3 минуты" могло быть только если речь идёт про Ан-2, либо, может быть, в течение получаса утром или вечером.
 
Летом в конце 60-х - начале 70-х годов из Внуково был очень приличный трафик. В Симферополь - 27 рейсов в сутки, в Сочи - 24 рейса, в Одессу, Киев, Норильск, Харьков, Ростов, Краснодар, Анапу - по 6-10 рейсов в каждый. В пиковое время промежуток 2-3 минуты и получался.
Сейчас пассажиропоток больше потому, что вместимость самолетов больше. Самолето-вылетов при этом меньше.
 
Самолёты, в среднем, немного больше, на треть где-то. Во Внуково сейчас с каждым рейсом около 100 пассажиров улетает. Эта разница явно не даёт десять раз. Если, повторю, не считать средним самолётом тех лет Ан-2. Во Внуково - вряд ли.

Из этих 10 рейсов в сутки в Харьков (честно говоря, и эта цифра вызывает большие сомнения) на практике сколько отменялось и объединялось?
 
Эта разница явно не даёт десять раз
А кто сказал, что разница составляет десять раз?

Расписания тех лет сохранились, и любой из здесь присутствующих может зайти в соседнюю тему этого раздела и убедиться лично.

А вот ваши цифры действительно вызывают большие сомнения.
 
Друзья, в посте 2.028 я старался как можно точнее описать интенсивность воздушного движения. Естественно, 2-3 минуты - это частота следования бортов на посадку в периоды "посадки", с такой частотой реально принимало Внуково. Могло пройти 5 бортов друг за другом, могло 15, потом перерыв минут 20-30 - видимо ВПП на взлёт работала или другой посадочный курс использовался. Факт тот, что диспетчеры Внуково обеспечивали приём и выпуск самолётов примерно с такой же частотой, как и сегодня во время "разлёта" и "прилёта". Отличием было только то, что все борта никогда не начинали разбег "с ходу", как это нередко происходит сегодня. На исполнительном старте все останавливались, выводили двигатели на взлётный и постояв секунд 30 (бывало и дольше) только потом начинали разбег. Ан-2 во Внуково не летали, и даже Ил-14, которые ещё стояли на лётном поле Внуково в 1970-м году, ни разу над нами не пролетали. В те годы (конец 1960-х - начало 1970-х) набор бортов был простой: Ил-18, Ту-104, Ан-10, реже Ту-124.