Я бы вообще сначала определился с тем, что, собственно, такое CRM... потому что, я уверен, у многих людей, не имеющих непосредственного отношения к авиации, например у читателей треда, могло сложиться неверное мнение об этом.
Итак, CRM который crew resource management, - это не наука типо ботаники, где какой-нибудь крестоцветный укроп раз и навсегда причислен к условно-съедобным закускам и категорически не волнует. CRM - это скорее набор, свод даже не правил, а общих принципов, по которым распределяется физическая, физиологическая, умственная и вообще любая другая нагрузка на членов экипажа, напомню - не только лётного, но и кабинного. Ооочень сильно упрощая, весь CRM можно представить в виде декларации и требования не валить всю нагрузку на одного человека, ибо возможности человека не безграничны и человеку свойственно ошибаться. Далее это всё уходит в область HF, human factor, человеческого фактора... именно поэтому понятия CRM и HF настолько взаимосвязаны, что часто и пишутся вместе - CRM & HF.
И принципиально сама собственно метода "закреплённый / незакреплённый" лётный экипаж непосредственного отношения к теме CRM не имеет. Вспоминая не-так-уж-давнюю практику НПП ГА-85 и прочей нормативно-лётной документации МГА СССР - наблюдаем картину того, что абсолютно всё свалено на КВС (имею в виду обязанности и ответственность), а у правака дело правое - не мешать левому. В результате имели, с одной стороны, абсолютную монархию на борту, с другой стороны, весь борт был заложником КВС'а, его физического и морального состояния, да даже его элементарной адекватности (гроза? не сцы, молодой, прорвёмся!). Я понимаю, что советский "Аэрофлот" был построен на военно-воздушных принципах, образуя реально способную прекрасно отмобилизоваться целую армию полувоенно-транспортной авиации. Отсюда растут ноги и в организационно-штатной структуре, и в штатном расписании - отряд, аэ, аз, командир ЛО, начальник штаба и пр. военные термины. Отсюда же и наделение КВС царскими полномочиями в отношении экипажа - вспомним, и учитель он, и экзаменатор, и производственную характеристику на второго пилота уполномочен написать, словом, и царь, и бог, и воинский начальник. Здесь уместно снова вернуться к т.н. "градиенту доверия", я выше писал где-то. Выявив неправильные (ошибочные или халатные, не важно) действия (или бездействие) КВС'а, ВП при таком условии будет молчать как рыбо об лёд... пока не станет совершенно понятно, что через пару секунд будет полный рот земли. Послушайте внутрикабинные записи из расследований. ...Но я отвлёкся, речь о CRM.
Буржуи, не испорченные чтением советских газет, смотрели на вещи проще - матчасть, битая при АП, она денег стоит, убиенным пассажирам страховки платить, оно, опять же, хлопотно (злой я сегодня, буду на чернушных примерах излагать ...кстати, в МГА СССР матчасть была какбэ фривэр по разнарядке, а страховки родственникам убитых пассажиров... ну да ладно). Так вот буржуины задумали, как бы сэкономить на ритуальных расходах, "Вона каг!" - сказали они, - "КВС один хотел царствовати..." Ну у них мало было героев, скушные они... ну и придумали - а не нагрузить ли экипаж как-то поравномернее, что ли?... Так и придумали они принципы CRM - Управления Ресурсами Экипажа. Чтобы не всё на одну седую голову КВС'а валить. Да сверху ещё придумали принципы учёта человеческого фактора - HF, типо не будет нормальный пилот учить наизусть все три тома РЛЭ... давайте сделаем SOP, специально для пилотов. Да шрифт чтоб читаемый был, а не пятая копия из машбюро. Реплика: вот мы декларируем, что у нас сейчас принципы HF действуют, да? - и при этом нормативно предъявляем требования, чтобы например, "каждое лицо авиационного персонала знало и соблюдало требования РПП"... Да я сам его наизусть не знаю. А там после каждого АП требуют всё больше обязывать КВС'а быть обязанным и ответственным за то, за сё, и за это, - вот и весь CRM & HF до копеечки.
В практике РФ - считать себя умнее всех других, а когда жареный петух начинает своё подлое дело, - мы замечаем чей-то опыт, чьи-то достижения... но как-то сильно по-своему... что тоже было бы, в сущности, неплохо, но - заметив их, и законспектировав заголовки, мы не даём себе труда изучить и понять содержание, мы, продолжая воспринимать себя самыми умными в галактике, считаем, что уже сделали и так более чем достаточно, остальное и так понятно... и продолжаем страдать х-ёй, но уже кагбэ на более высоком уровне.
Таким несложным способом в РФ уже угробили систему менеджмента качества, превратив её в бюрократию, - так же угробим и CRM, превратив его в болтовню. А фигле нам - Мы Третий Рим, бл..... !