Да, ну и вот еще:
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1246838
У авиакомпаний продолжаются сезонные падения//
Лидеры рынка так и не смогли выйти в плюс по итогам лета
Газета «Коммерсантъ» № 182 (4237) от 01.10.2009
Благодаря необычно низким ценам на авиабилеты в летний высокий сезон крупнейшим российским авиакомпаниям удалось немного улучшить свои производственные показатели, однако выбраться из минусовой зоны с начала года лидеры рынка так и не смогли. C начала осени авиаперевозчики войдут в фазу низких доходов, многим из них предстоят крупные выплаты по кредитам в конце года, а проблему доступа к финансовым ресурсам отрасль так и не решила.
Согласно опубликованным вчера данным Росавиации, в августе российская гражданская авиация сократила объем перевозок пассажиров на 10% в отношении к августу 2008 года — до 5,6 млн человек. За восемь первых месяцев года российские авиакомпании перевезли 29,6 млн пассажиров — на 15,3% меньше, чем в прошлом году. Опубликованные данные позволяют подсчитать, как крупнейшие авиакомпании отработали главный в году сезон, характеризующийся максимальным объемом перевозок,— три летних месяца с июня по август. Нынешнее лето для "Аэрофлота" прошло хуже, чем предыдущее, на 6,2%, для ГТК "Россия" — на 18,1%, для "Сибири" — на 25,6%. Улучшили свой результат "ЮТэйр" (на 3,8%) и "Трансаэро" (на 1,7%).
Тем не менее по итогам восьми месяцев ни одна из авиакомпаний первой пятерки, на которые приходится 54,2% всех авиаперевозок, не смогла достичь прошлогодних объемов. Ближе всего к точке нулевого роста подошли "ЮТэйр" (97,7%) и "Трансаэро" (97,1%). "ЮТэйр" также выделяется ростом процента занятости кресел с 70,6% в прошлом году до 74,6% в нынешнем. Все остальные авиакомпании первой пятерки снизили этот показатель, но самым высоким он остается у "Трансаэро" — 82,2%.
Гендиректор "ЮТэйр" Андрей Мартиросов объясняет, что рост пассажиропотока компании обусловлен открытием новых линий и пополнением флота. "Кроме того, дал результат наш хаб во Внуково: сейчас мы там имеем 2 тыс. транзитных пассажиров в сутки",— добавляет он. Увеличение коммерческой загрузки самолетов топ-менеджер объясняет ростом привлекательности авиакомпании для пассажиров, в частности, за счет одного из самых низких по отрасли количества задержек рейсов. В сентябре, по его словам, "ЮТэйр" собирается показать еще лучший результат — по словам господина Мартиросова, на 29 сентября рост пассажиропотока компании составил 14%.
Эксперты и участники рынка считают, что стабилизировать спрос на авиаперевозки летом удалось лишь благодаря крайне низким ценам на билеты. По словам главы аналитической службы агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, в этом году фактически не было традиционного повышения цен на билеты в летний сезон. Ссылаясь на данные Росстата, господин Пантелеев указывает, что с декабря 2008 года (пик низкого сезона) к лету цены на билеты выросли в среднем на 2%, тогда как в прошлые годы это повышение составляло 10-15%, а летом 2008 года в пик роста пассажиропотока сезонный рост цен превысил 20%. "Цены на билеты сейчас невероятно низкие,— подтверждает Андрей Мартиросов.— Это предотвратило обрушение рынка, но зима будет тяжелой для многих авиакомпаний в финансовом плане".
По мнению господина Пантелеева, "ЮТэйр" может позволить себе расширять долю рынка благодаря хорошим дополнительным доходам от вертолетных операций, но авиаперевозчики вынуждены всеми силами повышать доходность основной деятельности. "Поэтому неудивительно, что, например, "Сибирь" сокращает присутствие на рынке, стремясь увеличить прибыль, необходимую для реструктуризации долгов",— отмечает эксперт. "За эти месяцы отрасль так и не разрешила проблему долгов",— соглашается главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий. По его мнению, инициатива авиавластей по введению с зимнего расписания системы финансовых гарантий лишь будет "затягивать петлю на шее авиаперевозчиков", у многих из которых на конец 2009 года приходятся выплаты по крупным кредитам.
Алексей Ъ-Екимовский