Готовимся к осени, или "Если бы я был Министром"

Lukas

Старожил
Предлагаю перестать сыпать версии в новостные ветки отдельно взятых АК и собрать все в одном месте.

Полагаю, что уже только ленивый не знает, что осенью шарахнет серьезный кризис в российских пассажирских АК. Масса кэша, которую собирают сейчас авиакомпании в высокий сезон и открывая продажи на немерянную глубину вперед, позволяет им пока держаться на плаву и затыкать старые дыры, но скоро лужи начнут покрываться первой корочкой льда, и беспечным Ниф-Нифам и Нуф-Нуфам придется всерьез задуматься о будущем.
Для многих поросят эта осень-зима станет ой какой хреновой, потому как поток кэша снизится, а обязательства закрыть налетанное в кредит и накопившиеся за лето долги - как раз наоборот, наступят.

Теперь, собственно, все приглашаются делать свои прогнозы, предложения и рецепты - как бы сделать так, чтобы кризис жахнул с наименьшим поражающим эффектом для окружающих.

Пока, де-факто, экономику по нормальным экономическим принципам, на мой взгляд, строят не так много АК. В крупном секторе это АФЛ и С7, и новая кристаллизация авиаактивов может начать именно вокруг этих групп.
 
Реклама
В правительстве впервые признали, что ситуация в авиационной отрасли настолько тяжела, что нужно смириться с уходом с рынка ряда проблемных авиакомпаний. Анализ Минэкономики показал, что рынок перенасыщен, что приводит к хроническим убыткам перевозчиков. Причиной этого названа политика авиакомпаний, которые наращивали парк самолетов, влезая в неподъемные долги. Решение министерство видит не в продолжении адресной господдержки, а в уходе компаний-должников (наибольшая нагрузка у "Трансаэро" и "ЮТэйр"). Позицию Минэкономики будут обсуждать на совещаниях в правительстве, но пока "Ъ" не удалось обнаружить в ведомствах явных противников расчистки авиарынка.

Как выяснил "Ъ", Минэкономики подготовило анализ тенденций развития и перспектив гражданской авиации на 2015-2016 годы. Основные выводы министерства довольно жестки: кризис 2008 года в отрасли не завершен, перевозчики продолжают накапливать долги и теряют кредитоспособность. По данным Минэкономики, в 2014 году убытки пяти крупнейших авиакомпаний ("Аэрофлот", "Трансаэро", "Сибирь", "ЮТэйр", "Россия") по РСБУ составили 25 млрд руб., а по итогам первого квартала — уже 18 млрд руб. Анализ отчетности большинства перевозчиков показал, что по итогам 2014 года и в первой половине этого соотношение долг/EBITDA составляет более 6 (при допустимом максимуме 3,5), а долг перед банками только "двух авиакомпаний, входящих в пятерку" выше 150 млрд руб. Исходя из отчетности по МСФО, это "Трансаэро" и "ЮТэйр".

Минэкономики инициировало мониторинг, чтобы выявить наиболее проблемные отрасли и перейти от общеэкономических антикризисных мер к конкретным усилиям поддержки отраслей, пояснил "Ъ" курировавший разработку документа замминистра Евгений Елин. Предполагается, что документ будет обсуждаться на совещаниях в правительстве. "Мы предлагаем пересмотреть методы господдержки для авиакомпаний, которые вместе с кредитами госбанков на покупку самолетов "подзагнали" всю отрасль, включая аэропорты и авиастроение, вместо того чтобы после кризиса 2008 года дать уйти неэффективным игрокам,— поясняет он.— В итоге отрасль так и не вышла из кризиса, рынок сжался, а провозные емкости раздули. "Трансаэро" и другие компании стали под кредиты заказывать дорогостоящие самолеты в расчете на то, что рынок вырастет сам". Сейчас, по словам господина Елина, хроническая убыточность перевозчиков не позволяет авиапрому рассчитывать на заказы, а авиакомпании не могут погасить долги. "Если правительство поддержит наши предложения, госбанкам и лизинговым компаниям придется зафиксировать убытки, но это заставит их пересмотреть методы оценки рисков",— считает замминистра.

Пока общая господдержка отрасли выразилась лишь в снижении с 1 июля НДС на внутренних линиях с 18% до 10% (эффект составит 19,5 млрд руб. в год). Государство также выделило "Трансаэро" в конце 2014 года госгарантии по кредиту ВТБ на 9 млрд руб. Поддержку в виде госгарантий на 19 млрд руб. запрашивала "ЮТэйр", но и Минэкономики, и Минфин выступили против, посчитав, что в спасении должен участвовать акционер — НПФ "Сургутнефтегаз". В июне сумма госгарантий снизилась до 9 млрд руб., решение должно быть принято в ближайшее время. В прошлый кризис 2008-2009 годов правительство включило крупнейших перевозчиков в список системообразующих предприятий, претендовавших на госгарантии (в 2009 году на это зарезервировали 30 млрд руб.). А госбанкам предлагалось выделить 30 млрд руб. субсидий на кредиты. "Уральские авиалинии" получили госгарантии на 1,1 млрд руб., а "Трансаэро" — на 2,25 млрд руб.

Минэкономики в анализе говорит о многих проблемах, которые уже признавали в отрасли. Избыток провозных емкостей с мая 2015 года превысил показатели прошлого года на 400 тыс. кресел, а в июне 2015 года составил 800 тыс. кресел. В анализе Минэкономики говорится, что завышенные темпы роста провозных емкостей провоцировали облегченный доступ отдельных перевозчиков к кредитам. Авиакомпании получали льготы на покупку новой российской авиатехники. В итоге это привело к "недопустимо высоким валютным рискам" — ставка за лизинг номинирована в валюте, а выручка авиакомпаний — рублевая, и компании в ответ начали снижать тарифы, чтобы загрузить суда. В первом квартале средний тариф на внутренних линиях упал до уровня 2008 года — 5699 руб., а в 2014 году убытки отрасли на этих маршрутах составили 637 руб. с пассажира. Как отметил источник "Ъ" в Минэкономики, например, "Аэрофлоту" навязывали вне потребности за валюту дорогие SSJ 100. "Невозможность возврата кредита крупной авиакомпании уже вынудила Сбербанк создать резервы",— говорит собеседник "Ъ". По данным "Ъ", речь шла о кредите "Трансаэро". В банке отказались от комментариев.

В Минэкономики считают, что уход с рынка ряда крупных компаний неизбежен, поскольку погашение долгов по кредитам маловероятно "без масштабных инвестиций собственников". В пример приводится кризис 2008 года, когда восстановлению помогло банкротство Air Union, занимавшего 15% рынка.

По прогнозам министерства, обострения можно ожидать осенью, но "острота его прохождения" будет зависеть от действий кредиторов. Для перевозки пассажиров в случае ухода крупных игроков придется увеличивать средства, зарезервированные на это в бюджете (сейчас лишь 10 млн руб. ежегодно до 2017 года). Из мер поддержки Минэкономики предлагает отрасли лишь обнуление НДС на внутрироссийских линиях на два-три года. В Минтрансе затруднились дать "однозначную оценку" анализа Минэкономики, пояснив лишь, что в случае ухода игроков с рынка их пассажиров будут вывозить авиакомпании, подавшие заявки. В Минтрансе также поддержали снижение НДС на внутренних линиях до нуля. В Минфине на запрос "Ъ" не ответили. Представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова переадресовал "Ъ" в аппарат вице-премьера Аркадия Дворковича, но связаться с сотрудниками аппарата не удалось.

Впрочем, чиновник, знакомый с ситуацией, назвал выводы Минэкономики "вполне логичными".

В "Трансаэро" и "ЮТэйр" на запрос "Ъ" не ответили. Источник в совете директоров "Аэрофлота" сообщил, что в компании поддерживают мнение Минэкономики в части эффективности авиаперевозчиков. В "Сибири" сообщили, что к 2015 году компания подошла более подготовленной, чем к 2008 году: приоритетом теперь было повышение эффективности, а не наращивание пассажиропотока. В "Сибири" не поддерживают адресную господдержку авиакомпаний, поскольку это ухудшает конкурентную ситуацию на рынке. Другой источник "Ъ" в одной из крупных авиакомпаний согласен, что нужно сокращать провозные емкости и вести взвешенную тарифную политику, но для ряда перевозчиков это — путь к банкротству.

Независимый эксперт Андрей Крамаренко согласен, что уход слабых игроков может позволить отрасли вернуться к прибыльности. Но он отмечает, что даже до их ухода есть риск того, что доля "Аэрофлота" на рынке превысит 50%, а на дальних расстояниях составит более 80-90%, а концентрация рынка скажется на росте стоимости авиабилетов.
http://kommersant.ru/doc/2782837
 
Strannik, это тема отдельной ветки.

По пассажирке - предполагаю, что если ТСО начнет сворачивать лавочку, то Победа тут же возьмет все плановые 40 бортов, а Большой Аэрофлот - быстрее возьмет подписанные 787 , а также что-то типа 777, и встанут на их маршруты.
 
Последнее редактирование:
вопрос еще такой, в тему рынок пассажирский понятно будет лихорадить а что с пилотами и местными авиалиниями?
 
Zizilk, большинству местных авиалиний придется несладко в первую очередь. А вот многие региональные достаточно неплохо себя чувствуют, на удивление
 
Знакомые из крупного аэропорта, например, не ждут, что одна из указанных компаний с портом расплатится. На вторую пока надеются - вдруг акционер действительно поможет?

Если "поросята" отправятся "на мясо" после окончания летнего сезона, ничего страшного не произойдет - доказано Air Union.

А гос. мужам неплохо бы задуматься о следующем:
- вывоз "застрявших" пассажиров "забитых поросят" без ужосов в аэропортах и лишнего навара для "спасателей"
- трудоустройство "лишних" сотрудников (часть, конечно, заберут оставшиеся а/к)
- введение windfall tax на пролетные для выравнивания конкурентной среды для более предусмотрительных "поросят"
 
Zizilk, а вот тут мы плавно переходим ко второй части названия топика :"Если бы я бы министром". Или, что еще лучше, премьер-министром, потому что уровня Росавиации тут явно недостаточно.
На самом деле, кризис 2008-09 толком еще не закончился. Наступило заметное улучшение, чему способствовало множество факторов, но структурно требуются значительные изменения как внутренних авиационных регуляций, так и внешних, чтобы позволить отрасли далее работать не исходя из длины административного рычага.
Одними из шагов, который мог бы помочь российской авиации на уровне правительства, могло бы стать:
1) Установление нолевой ставки НДС
2) Установление механизмов налогообложения, позволяющих получать более адекватные (тут другого слова не подберешь) цены на керосин. К примеру, когда в 2004-2005 цена на нефть была такая же, как сейчас, керосин стоил ~330-350 долларов. С таким раскладом российские АК могли бы заметно улучшить свою экономику, а также (что важно для правительства) заметно потеснить на международных линиях иностранцев - исчезла бы необходимость заправляться там, весь кругорейс делался бы с танкированием в РФ
3) Изменение условий транзитного пребывания пассажиров в РФ, позволение находиться на территории определенное число дней без визы (2-3-7-10???). По факту, наибольший процент криминала россияне получают от тех, кто в визе отнюдь не нуждается - соотечественниках и южное СНГ, а приезд европейцев, азиатов и пр. гостей дает лишь доход в бюджет. Визы они и так получают без отказов, но геммор при этом страшный. Снять это ограничение вообще - и наши АК получат солидный % транзитного потока, и страна имидж и бабло.

И т.д. еще много-много пунктов
 
Реклама
Песец, мы все знаем эту АК. И она тоже надеется, что очень многие аэропорты побоятся с них эти деньги жестко спросить, потому что любой суд "подожжет фитиль" бомбы, которая рванет так, что мало не покажется никому. Поэтому АК спокойно не платит, а провайдеры прячут голову в песок. Но как только кто-то один с яйцами подаст на банкротство, все остальные бросятся наперегонки догонять и опережать остальных кредиторов.
 
В правительстве думают о расчистке рынка? Большая удача. А они думают о том, что восполнение такой убыли авиакомпаний за счет появления новых перевозчиков по-прежнему невозможно из-за идиотских регуляций о минимум 8 самолетах?!
Уверен, что не думают, и даже не понимают. Итого, хотя формально уход трансов/ютов и мог бы оздоровить ситуацию в стране с нормальным законодательством, но у нас оно какое угодно, только не нормальное. А потому их уход будет очень плохим выходом, и мы сразу получим практически СССР на выходе. С соответствующими бешеными тарифами на билеты и падением перевозок.
 
экономику по нормальным экономическим принципам, на мой взгляд, строят не так много АК. В крупном секторе это АФЛ и С7
А пролетные деньги АФЛ тоже получает по нормальным экономическим принципам?
 
А они думают о том, что восполнение такой убыли авиакомпаний за счет появления новых перевозчиков по-прежнему невозможно из-за идиотских регуляций о минимум 8 самолетах?!
регуляция сама по себе неправильная, на мой скромный взгляд. Однако:
а) в контексте конкретного кризиса не очень существенная, поскольку выход из данной Ж будет скорее всего не через открытие новой АК, а через укрупнения (некоторых из) существующих (я так полагаю)
б) правило де-факто соблюдается далеко не всегда, полно примеров получения СЭ с гораздо меньшим числом бортов при наличии договора на оставшиеся борта, которые придут "позже"
 
А пролетные деньги АФЛ тоже получает по нормальным экономическим принципам?
Не только АФЛ. "Нормальность" этих сборов для меня ненормальна, но поскольку такая практика имеет место быть, то АФЛ и остальные бенефициары на эту часть, естественно, рассчитывают
 
а) в контексте конкретного кризиса не очень существенная, поскольку выход из данной Ж будет скорее всего не через открытие новой АК, а через укрупнения (некоторых из) существующих (я так полагаю)
а куда уж дальше укрупняться? 45% рынка и так уже держит один перевозчик. Если грохнуть трансов и/или ютов, доля группы АФЛ достигнет порядка 60%, если не больше. Очевидная жесткая монополия, со всеми вытекающими, и итоговый обвал рынка. Вернее уже и не рынка, а так... объема перевозок.
б) правило де-факто соблюдается далеко не всегда, полно примеров получения СЭ с гораздо меньшим числом бортов при наличии договора на оставшиеся борта, которые придут "позже"
А какой инвестор, кроме имеющего большую лапу в госструктурах, будет ловить на такие шансы (дадут / не дадут СЭ на усмотрение ФАВТ при вероятном противодействии со стороны лобби крупных действующих перевозчиков)? Очевидно, что никакой. Вот у нас и не создано за все годы с момента появления этой идеи ни одной новой компании, кроме афловского лоукоста, для которого на правила разумеется закрыли глаза. И который после ухода с рынка трансов/ютов быстренько поднимет цены почти до уровня мамы.
 
Не только АФЛ. "Нормальность" этих сборов для меня ненормальна, но поскольку такая практика имеет место быть, то АФЛ и остальные бенефициары на эту часть, естественно, рассчитывают
А в итоге АФЛ будет и дальше увеличивать свою долю рынка используя этот ресурс.
 
В крупном секторе это АФЛ и С7,..
Надобно отметить, что в этом секторе "санация" идёт, причем уже давно. Правда, своеобразно.
Например, "Оренэйр" долгое время была третьим номером рейтинга (~3 млн. пасс.). Сейчас у неё за полгода 1,2 млн., а пассажирооборот упал на 40%.
ВА и САТ в сумме перевозили примерно 2,5 млн. Сейчас "Аврора" имеет за полгода 0,5 млн. Падение пассажирооборота (по сравнению со "светлыми временами" ВА+САТ) - аж на 65%.
Я понимаю, что "хозяин - барин", и со своими дочами АФЛ может поступать так, как считает нужным. Просто нужно представлять, на чём в значительной мере основано "экономическое чудо" АФЛ.

Перспективы понятны: с уходом ТСО и "ютов" как бы высвободится ~16,5 млн. пасс. в год. Кстати, формально это больше, чем было при крахе помянутого ЭйрЮнион - 20% от общего объема.
Ну, и куда эти пассажиры в большинстве своём пойдут, тоже понятно.

И ещё касательно перспектив. Мне почему-то кажется, что радостное присоединение S7 к "пиру победителей" вряд ли принесет компании счастье. Хотелось бы ошибиться, но думаю, что следующей под нож (или в состав ГК "Аэрофлот") пойдёт именно она.
И исповедуемые ею "нормальные экономические принципы" никакого значения иметь не будут.

"...будет одна Поднебесная, и тогда наступит всеобщая гармония. Слава Богу, мы с вами этого земного рая не увидим" (Б.Акунин, "Алмазная колесница").
 
Реклама
...поскольку такая практика имеет место быть, то АФЛ и остальные бенефициары на эту часть, естественно, рассчитывают
Правительство продолжает искать способ лишить «Аэрофлот» платы, которую ему перечисляют иностранные авиакомпании за полеты над Сибирью, – так называемых транссибирских роялти.

Так что рассчитывать, конечно можно. Однако когда Минфин начнёт "по амбару мести, по сусекам скрести" (а этот процесс уже идет, речь только о его интенсивности), эти расчеты могут и не оправдаться.
И что тогда будет с "нормальными экономическими принципами" АФЛ?
 
Назад