История Ту-134

Уважаемый! Вам нужно писать! Не сочтите за труд, со всеми подробностями начиная с курсантской скамьи. И техническими подробностями. И для нас, ветеранов, бальзам на душу, и молодежи - наука. Тем более они довольно интересующиеся. Особенно историей авиации. Да-да! Поверьте мне, как юному преподу авиационного учебного заведения.
Я поддерживаю эту мысль!

Я пока не такой старый, как на аватарке, про свой любимый самолет еще много помню.
Вот именно, что "еще"!
А вот когда начнут детали (иногда неожиданно любопытные) забываться, будет тяжело их откапывать.
Я это написал потому, что вспомнил, что пилот Ту-154 В.В. Ершов постоянно себе в блокнотик что-то записывал! Как результат- мы узнали от него много чего интересного!
 
Реклама
Вот когда Сыктывкарский отряд стал активно пополняться интерфлюговскими Ту-134, вероятно потребовалось увеличение количества экипажей? Откуда? Переучивали своих (с Ан-24, Як-40, Ан-28) или приглашали со стороны?
Ввод новых самолетов от Интерфлюга был плавным, самолеты приходили еще с надписями на немецком языке, в кабине тоже всё было на немецком. Некоторые борты сразу начинали летать, некоторые отправляли на переоборудование. У нас основной АРЗ был в Минск-1.
И - да, набирали с других типов самолетов, переучивали в Ульяновске. Желающих было много. В Ухте была наша пятая эскадрилья, на базе Сыктывкарского ЛО. В Сыктывкаре до 1992-го года было три эскадрильи Ту-134, появилась четвертая. В каждой эскадрильи примерно по 20 экипажей.
Я это написал потому, что вспомнил, что пилот Ту-154 В.В. Ершов постоянно себе в блокнотик что-то записывал! Как результат- мы узнали от него много чего интересного!
В.В.Ершов - классик, хорошо, что пригодились ему его дневники. И летал он лет 40. Правда, мне запомнилось у него, не дословно, но смысл такой: "Если человек полетал хотя бы несколько лет, то как может быть, что ему нечего рассказать?" :)
Вот и давайте, товарищи, приобщайтесь, не стесняйтесь! :) А порой и пассажиры так интересно рассказывают, что запоминается.
И техническую сторону от наших любимых слонов и фазанов тоже бы интересно почитать. У нас матчасть работала обычно хорошо, спасибо им. (y)
 
Последнее редактирование:
И - да, набирали с других типов самолетов, переучивали в Ульяновске. Желающих было много. В Ухте была наша пятая эскадрилья, на базе Сыктывкарского ЛО.
А сыктывкарский УТО-20 не переучивал? Если нет, то еще вопрос - получается, что переучиться на Ту-134 в СССР можно было только в Ульяновске?
 
А сыктывкарский УТО-20 не переучивал? Если нет, то еще вопрос - получается, что переучиться на Ту-134 в СССР можно было только в Ульяновске?
Не знаю ни одного у нас штурмана, кто бы не переучивался в Ульяновске.
Курсы переучивания при УТО-20 позднее, скорее всего, были. В общем-то своя база была - ЛМО, преподаватели, инструкторы, тренажер, тренировочные полеты.
Для вводящихся в строй пилотов была выделена и пилотажная зона на востоке от Сыктывкара, сегмент в азимуте градусов 70 - 110, на удалении, по памяти, от 60 до 95км. Вот там пилоты-стажеры группами по несколько человек крутили виражи и снижали скорость до ощущения предсрывных углов атаки. Доводилось и мне там с ними полетать. КВС у нас в экипаже был пилот-инструктор, поэтому в экипаж приходили начинающие вторые пилоты на полгода-год.
Перед уходом на пенсию он ввел в строй моего будущего сорокалетнего командира, с которым приятно полетали еще года четыре. А после двух или трех подряд сокращений в 1998-м году весь мой экипаж оказался на земле. Я "сбежал" еще на погода раньше, хотел в Шереметьево, но там уже ворота закрылись, на 16 самолетов и 46 действующих штурманов Ту-134 очередь была 54 человека. Можно было подождать, когда все умрут, но не стал дожидаться. Хобби программировать стало моей второй серьезной профессией. Напрограммировался, больше не хочу. :)
 
Последнее редактирование:
очередь была 54 человека.
Спасибо.(y) Может быть не совсем для этой ветки, хотя вопрос именно старшему поколению: с детства волновала судьба Мимино:) - ну захотел человек в Большую авиацию, ну нет в Телави ЛА 3-го и выше класса, ну выписали ему направление на Ленинградский проспект, а дальше сам. Вопрос: мог ли на самом деле летчик по своему желанию перевестись работать в другой регион страны? Да еще и с "повышением" на другой тип. Как такая процедура осуществлялась? Жилье же поди должно было быть предоставлено, а тут своих местных желающих пруд пруди. Интересно!
 
Последнее редактирование:
Это большая отдельная тема. :) Коротко говоря, не было и нет ничего невозможного. Особенно, когда подъем объема авиаперевозок, а не спад. На авиаторском сленге это называется "попасть в струю". Вот Мимино в струю попал, благодаря случайному знакомству с Леоновым, с Ми-2 на Ту-144.

По Ту-134 в середине-конце 90-х был спад. Многие разошлись кто куда, кто в бизнес, кто в таксисты или на пенсию. В начале 2000-х в Архангельске, Сыктывкаре и кое-где еще был подъем, так стали зазывать чуть ли не хромых и косых, лишь бы прошел ВЛЭК.
Иногородним доплачивали за съем квартиры, можно было жить подолгу и в аэропортовской гостинице. Но народ собрали хороший, славно полетали. Жаль, что после 2011 года опять поразгоняли.
Вот так и бывает в авиации - то взлет, то посадка. Вот сейчас из-за пандемии у летного состава посадка. Не у всех, но многих коснулось.
 
Последнее редактирование:
Ввод новых самолетов от Интерфлюга был плавным, самолеты приходили еще с надписями на немецком языке, в кабине тоже всё было на немецком. Некоторые борты сразу начинали летать, некоторые отправляли на переоборудование. У нас основной АРЗ был в Минск-1.
И - да, набирали с других типов самолетов, переучивали в Ульяновске. Желающих было много. В Ухте была наша пятая эскадрилья, на базе Сыктывкарского ЛО. В Сыктывкаре до 1992-го года было три эскадрильи Ту-134, появилась четвертая. В каждой эскадрильи примерно по 20 экипажей.
А почему такое большое количество Ту-134 решили именно в Сыктывкар отдать, а не распределить по разным управлениям? Закупки-то ведь наверняка еще по линии союзного МГА производились.
 
А почему такое большое количество Ту-134 решили именно в Сыктывкар отдать, а не распределить по разным управлениям?
Наверное, благодаря настойчивости руководства Коми УГА, да и в МГА посчитали, что проще сначала отдать в одни руки, в Сыктывкаре централизованно переоборудовать самолеты под 4-й вариант компоновки, о котором я выше немного рассказал.
Сыктывкар не имел своих Ту-154, хотя слышал я от руководства, что три самолета для начала заказывали. Не дождались.
Решили передать все Интерфлюговские, поскольку так проще всего. Зато у нас появились новые рейсы и командировки, постоянные в Нефтеюганске и до Владивостока. Но во Владивосток, помнится, это было разово. Потом эти интерфлюговские самолеты еще продолжили летать в Тюменском УГА, и вроде, в Красноярске. Но времена уже коммерческие, ближе к 2000-му году не по распределению, как в СССР.
 
Позднее в Ухте появилась своя эскадрилья Ту-134
А в каком году в Ухте появилась эскадрилья Ту-134?
Самолеты использовали сыктывкарские или были свои?
Форму в Сыктывкаре проходили?
 
А в каком году в Ухте появилась эскадрилья Ту-134?
Самолеты использовали сыктывкарские или были свои?
Форму в Сыктывкаре проходили?
В Ухте эскадрилья Ту-134 появилась раньше, чем до прихода Ту-134 вариант "Интерфлюг".
Точно не помню, еще в СССР. Самолеты использовали сыктывкарские, насчет форм вопрос не мне, простому штурману.
Своя АТБ у нас в Сыктывкаре была, а формами я не интересовался.
Гоняли на капремонт Ту-134 в Минск, раз 10 туда и оттуда и я перегнал, один раз в Быково в году 1994-м, что ли.
Вот Сергей67 придет, он на многие вопросы может ответить, как епископ штурманской сыктывкарской епархии.
Но он скромный, тем более в сети необъятной и когда непонятно для кого. :)

Aleck, видимо, я не точно сказал. Не помню точно, но в Ухте эскадрилья Ту-134А(3) была еще в СССР, а с приходом еще партии Ту-134 она укрупнилась. Вы, как знаток этой темы, можете по расписаниям посмотреть, куда летали Ту-134 из Ухты. Ухтинские экипажи практически сами обеспечивали потребности Ухты. Лишь по летнему расписанию, помню, мы им помогали выполнять рейсы в Москву и Питер, жили по 2-3 дня в командировках в Ухте. Но всё это было наше одно Коми УГА, общие самолеты. Не знаю, как по документам, но в шутку Ухтинскую эскадрилью называли нашей 5-й эскадрильей, в 90-х годах. Может, появятся на форуме ухтинцы, расскажут заодно, какие были чартеры у нефтяников и газовиков.

Рейсы из Усинска в Москву по расписанию выполняли сыктывкарские экипажи, были еще из Усинска у нас чартерные рейсы Усинск - Белгород - Львов, возили нефтяников и газовиков, вахты.
Вот вроде 90-е лихие, но в 1994-м году турфирма в Усинске поработала, даже мне работа досталась, летал чартерами через Шереметьво в Прагу и обратно в Усинск. Еще через Мин.Воды (Владикавказ) в Анталию и обратно возили усинских отдыхающих. А вообще в Сыктывкаре была для этого своя международная вторая эскадрилья, летали они и в Лондон, Германию, Болгарию, Турцию, Египет, в Нигерии вообще жили в командировках по полгода. Стали и меня туда подтягивать, но тут и объем заграничных полетов в 1995-м году сократился. :)(n)
 
Последнее редактирование:
Реклама
помню точно, но в Ухте эскадрилья Ту-134А(3) была еще в СССР, а с приходом еще партии Ту-134 она укрупнилась. Вы, как знаток этой темы, можете по расписаниям посмотреть, куда летали Ту-134 из Ухты
Да, в Ухте эскадрилья появилась во времена СССР. Навскидку, году в 1985. Как доберусь до расписаний - посмотрю точнее.

А про форму я не совсем точно выразился. Я хотел спросить: был ли приписной флот Ухты постоянным или самолеты менялись? Например, 65000 мог работать в Ухте несколько лет или же была ротация Ту-134 между базовым отрядом и ухтинской эскадрильей?
 
Я хотел спросить: был ли приписной флот Ухты постоянным или самолеты менялись? Например, 65000 мог работать в Ухте несколько лет или же была ротация Ту-134 между базовым отрядом и ухтинской эскадрильей?
Все самолеты были в ведении Сыктывкарского ПДСП, поэтому в Ухте могли быть любые бортовые номера Ту-134 Коми УГА.
Наверное, только Ту-134Б туда не посылали из Сыктывкара.
 
А сыктывкарский УТО-20 не переучивал? Если нет, то еще вопрос - получается, что переучиться на Ту-134 в СССР можно было только в Ульяновске?
Если первые сыктывкарские экипажи переучивались на «тушки» в Ульяновске, то позже решением Министерства гражданской авиации СССР в Сыктывкаре при учебном центре Коми УГА стартовали курсы лётного и инженерно-технического состава по программе Школы высшей лётной подготовки для экипажей, переучивавшихся для работы на самолёте Ту-134. Большую организаторскую работу по подготовке лётного состава проделала лётная служба управления под руководством Виктора Коржавина.
 
Журналисты как обычно, намешали всё в кучу и простому читателю может показаться, что катастрофа в Самаре и Петрозаводске имеет отношение к нашему Сыктывкарскому ЛО Ту-134. Никакого отношения не имеют.

А вот случай перепрыгивания нашим Ту-134 в Шереметьево на взлете через выруливающий по ошибке в эту минуту большой четырехдвигательный DC-8 действительно был. Подробности помню, поскольку у меня командир дружил очень давно с штурманом из того экипажа, Энгелем Э.К. Командира наградили орденом Мужества, членов экипажа медалями "За отвагу". Через пару лет штурман переехал на ПМЖ в Германию и стал редким немцем, награжденным медалью "За Отвагу". Почти анекдот :)
25 июля 1995г. при выполнении рейса ОГ-2279 по маршруту Шереметьево - Сыктывкар самолет Ту-134А RА-65069, пилотируемый КВС Княжевым С.М., занял исполнительный старт на правой ВПП 07 и по получению команды диспетчера старта приступил к взлету.
Шел моросящий мелкий дождь.
К моменту достижения скорости 230 км/ч справа, по РД 23, пересекающей ВПП на расстоянии от ее входного торца 1700 м, появился грузовой самолет ДС-8 Перуанской авиакомпании, без связи с диспетчером старта руливший через ВПП в сторону Шереметьево-1.
К моменту обнаружения препятствия на ВПП расстояние между самолетами было порядка 150-200 м.
Экипаж грузового самолета ДС-8 при подходе к пересечению с ВПП заметил взлетающий самолет и принял решение проскочить. Дав взлетный режим двигателям, выскочил на ВПП как раз в момент взлета Ту-134А.
В сложившейся сложной обстановке КВС, проявив незаурядное хладнокровие и высокий профессионализм, не только успел принять, при остром дефиците времени, единственно правильное решение на продолжение взлета, но и сумел реализовать его, используя резервы летных качеств Ту-134А.
В результате самолет Ту-134А с взлетной массой 44 т, оторвавшись от ВПП на скорости 246 км/ч, прошел над рулящим ДС-8 с тангажем около 16 градусов при угле атаки порядка 13,5, т. е. практически находился на срывном режиме.
Высота самолета ДС-8 по спине фюзеляжа порядка 6 м, а высота по килю = 13,0 м. Для обеспечения прохода над килем ДС-8 пилоту самолета Ту-134А пришлось создать крен порядка 3-х градусов.
После благополучного прохождения препятствия самолет уменьшил параметры траектории и завершил полет в а/п назначения.
В итоге: высокое летное мастерство и возможности двухдвигательного самолета позволили избежать катастрофы.
По материалам расшифровки самописцев, проведенных в а/п г. Сыктывкар.

Получается, за почти 40 лет эксплуатации Ту-134 в Сыктывкарском ЛО, 2 катастрофы.
В 1986-м году из-за сильного задымления в заднем багажном отделении, пассажиры задыхались, решили садиться на лес.
Почти половина пассажиров спаслись. Настолько крепкий самолет.
Потом долгое судебное разбирательство было. Были выявлены и просчеты у экипажа. Но не настолько значительные, никого не посадили.

Второй случай был в 1995-м году в Нигерии, Лагосе.
Тоже полгода расследовали, отчасти вина экипажа была выявлена. Проглиссировали по полосе, выкатились, загорелись.
Но затем в ходе разбирательства экипаж оправдали. Метеослужба Лагоса неверно передала погоду и состояние полосы, аварийно-спасательные службы тоже сработали плохо.
 
Последнее редактирование:
А сыктывкарский УТО-20 не переучивал? Если нет, то еще вопрос - получается, что переучиться на Ту-134 в СССР можно было только в Ульяновске?
Сыктывкар, УТО-20.
1630753862297.png

 
Сыктывкар, УТО-20.
Никакое это не УТО-20.
Шучу, конечно, но это здание тренажера КТС-134, вполне в старом советском стиле, выглядело, как большой гараж двухэтажный.

Посмотрел на фото.
Пилот Чернов Олег Григорьевич был начальником всея Коми УГА.
Штурман Банбан Николай Кузьмич, командир Сыктывкарского ОАО. На фото он во втором ряду второй слева-направо.
Кто-то его ругал, кто-то хвалил, но многие ему обязаны порядком, который существовал при его правлении.
Помню, в первый раз когда писал какое-то заявление, то спросил у его секретарши в приемной, как правильно писать фамилию, через дефис, Бан-бан?
Была у нас забастовка, емнип, в году 1993-м, тогда по всей стране и диспетчеры пробовали бастовать. Профсоюз дал идею жаловаться на плохое самочувствие при прохождении стартового медосмотра перед вылетом. Меня в этот день в наряде на полеты не было, но потом слышал, что много экипажей под разными предлогами отказались лететь, в срочном порядке за них полетело всё наше руководство, от замкомэсков до начальства УГА.
Еще проводили собрания, народ возмущался, что очередь на жилье беспросветная, кто жил в общежитии на Морозова, 8.
А там была пятиэтажка, на первых этажах семейные, стюардессы вроде на 4-м, холостые пилоты на 5-м. Может, уже и путаю, просто иногда заходил в гости. На верхних этажах иногда было весело, дело молодое)
Вот и постарался Банбан в строительстве микрорайона, в народе этот микрорайон прозвали Банбановка.
Не знаю, что бы ни говорили, но я о Николае Кузьмиче положительного мнения. Старой советской закалки был человек, был порядок и Ту-134 летали много и исправно и другие типы самолетов и вертолетов.
Вот еще о УТО-20.
Штурманы, кого я знаю, проходили переподготовку на Ту-134 как и я, в Ульяновске, а в УТО мы проходили только ежегодные КПК.
Жаль, что фото не увлекался. Хотел в инете найти старые фото, когда весь перрон в наших Ту-134 по утру...
Нашел остатки былой красоты:
DSC_0189.jpg


А это фото в Сыктывкаре из начала 70-х, до прихода "Тушек":
70-е.jpg


И минутка из старого документального:
 
Последнее редактирование:
Получается, что эскадрилья Ту-134 в Ухте появилась в 1983 году.
Наверное, так. Собственные экипажи возили ухтинцев. Сыктывкарцы лишь периодически помогали.
Лететь из Сыктывкара до Ухты 262км, 25 минут если взлет и посадка с северными курсами.
Вот припомнилось, перегоняли Ту-134, после взлета не убралась правая стойка шасси. Пока пилоты с бортмехаником попробовали еще пару выпустить/убрать и почитать РЛЭ, уже полрасстояния и пролетели. Наверное, местным жителям по пути странно было видеть Ту-134 на высоте 3300 метров с выпущенными шасси) Уж не помню точно, какой-то болт срезало, штурман может ошибаться. Нормально сели.

Вот рейсы из Усинска и Воркуты выполняли сыктывкарские экипажи, ухтинцев на Ту-134 там не помню.
 
Реклама
часто с грознеенцами (ту-134)приходилось летать в ленинград , почему то всегда была посадка в Ростове, правда это было зимой сколько там расстояние получается где то 2200-2300км?
Не в расстоянии дело. Ту-134 свободно летал из Москвы в Баку, Кировабад, Ереван, Ленинакан, Батуми - все эти города расположены гораздо дальше от Москвы чем Грозный.
Дело в том, что у Грозного поначалу не было своего флота Ту-134 и они летали на ростовских машинах. А через посадку в Ростове и шла смена.
 
Назад