Александр Михайлов
В свете недавних двух катастроф, связанных со столкновением ВС с проводами ЛЭП над водными объектами, произошедших в Подмосковье над Окой и в районе Долгопрудного, хотелось бы поделиться своим опытом и мыслями. Пока существует пилотируемая авиация, на ПМВ (Предельно Малая Высота) люди летали, летают и будут летать. Кому-то надо, кому-то просто нравится, и я их понимаю. Помимо всего, практически все полёты вертолётов и гидросамолётов связаны с подбором площадки с воздуха, о которых в ФАП написаны две строчки про «обязан осмотреть». Самые притягательные зимой и особенно летом для таких полётов места – это, конечно, реки и водохранилища. Даже в самую хорошую погоду две главных опасности подстерегают нас в каждом таком полёте. Первая, более редкая, ждёт в основном пилотов гидроавиации, выполняющих посадку на воду. Это так называемое «зеркало».
Это практически приборные условия, в которые ты попадаешь совершенно неожиданно в хороший солнечный день. Представьте себе, что вы находитесь в кинозале, на экране которого показывают небо, отраженное в воде. Вы прекрасно видите расстояние до экрана и его границы. Подойдя почти вплотную к экрану, вы потеряете его края (берега) и если кто-то воображаемый начнет его поворачивать в этот момент, то, возможно, вы потеряете и равновесие. Такие же иллюзии будут у пилота на малой высоте над большой водной поверхностью в штилевую погоду. В какой-то момент вы потеряете линию берега. И со всех сторон останется только небо. Оно будет везде: сверху, снизу и сбоку. Момент этот наступает совершенно неожиданно, и если вы не умеете и не готовы, то до катастрофы останется пара секунд.
В развороте, выполняемом на кажущейся безопасной высоте и вдали от берега, можно также легко зацепить крылом воду. А при нашей культуре использования высотомеров шансы будут вдвойне велики...
Вторая и главная опасность, подстерегающая пилотов на малых высотах – это провода линий ЛЭП.
До 70% катастроф вертолетов в мире связаны со столкновением с проводами.
Провода над водой опасны вдвойне!
На что надо обратить особое внимание , готовясь выполнять и выполняя полёты над водой?
Прежде всего, это ширина водной артерии и наличие судового хода на ней. В зависимости от этих двух факторов подстерегающие нас опасности будут совершенно разными.
Не имеющие судового хода речушки и речушечки, коих в нашем регионе огромное количество.
В таких местах, как правило, можно выполнить проход над водной поверхностью. Но только выше уровня деревьев растущих вдоль береговой линии! Капкан на пилота надёжно спрятан где-то между деревьев. Стоит прозевать высоту, и вы легко в него попадёте. Провода над такими речушками идут низко, нет необходимости поднимать их выше для прохода судов и, самое главное, во многих случаях просеки ЛЭП заросли, деревья давно выросли выше столбов и по факту это всего два или три тонких провода, идущих из одного леса в другой.
Это самая смертельная ловушка для ВС! Увидеть провод во время полета можно только один раз, в момент, когда отвернуть от него будет уже невозможно!
Ниже в комментариях я выложу примеры таких ситуаций.
Дополнительным фактором присутствия проводов над речкой будет наличие всяких СНТ по обеим сторонам таких речушек. Они там, в этих СНТ, точно провели электричество из старого посёлка в более новый и точно очень экономили на опорах и просеках.
Летать над водой и выполнять посадки на воду с подбором в таких местах крайне опасно! Никакие предварительные облёты в данной ситуации могут не помочь обнаружить препятствия.
Совсем по-другому будет выглядеть ситуация над НЕсудоходными водными объектами, имеющими большую ширину в местах пересечения ЛЭП. В моей практике был эпизод, когда мы с моим инструктором летали на двух ВС на лыжном шасси на Можайское водохранилище. В те времена оно было мной хорошо изучено и не имело пересекающих ЛЭП совсем.
Отдельным удовольствием был долгий полет на ПМВ по руслу Можайки.
Во мне молодом ещё была крепка уверенность, что рыбаки на льду приветливо машут руками и только потом я понял, что машут они кулаками.
Тогда мы взяли с собой совсем неопытного пилота, который, насмотревшись на эти покатушки, решил повторить тоже самое над Озернинским и Рузским водохранилищами. Количество линий над этими водохранилищами – пять! В результате самолетик повис сначала на проводах, а затем упал на лёд. Экипаж не пострадал и благодаря стараниям диспетчера аэродрома был признан местной прессой героем, уводящим ВС от посёлка.
Опоры ЛЭП по берегам таких водохранилищ или озёр, как правило, видно. Они подняты достаточно высоко, но в связи с отсутствием необходимости обеспечения судового хода провисание проводов между опорами может быть очень большим.
Примером может быть линия ЛЭП над автомобильным мостом на Озернинском водохранилище. Две специально поднятые опоры ЛЭП очень высокие, стоят далеко от берега и абсолютно не читаются как единая линия. При этом провисание проводов в центре водохранилища очень большое, а часто стоящие столбы освещения на мосту отвлекают внимание и читаются как единственное препятствие. Настоящий капкан для пилота.
Там же, на Озерне, за поворотом водохранилища есть та самая скрытая колхозная ЛЭП из одного СНТ в другое, о которой я писал выше. Она будет на видео в комментариях.
На этом видео очень достоверно можно понять момент визуального обнаружения проводов из кабины пилота. Видео было снято после очередной похожей катастрофы.
Самые простые, на мой взгляд, ЛЭП, проводимые над судовым ходом, к сожалению, становятся лидером причин катастроф. Самая издевательски недопустимая – это катастрофа Игоря Севбо при столкновении с ЛЭП через Волгу под Нижним Новгородом. Информации о которой не было и, по-моему, до сих пор нет на полётных картах. Другого такого человека, который так трепетно бы относился к правилам полётов, я просто не знаю. Но и он не смог избежать беды. При заходе на посадку во время снегопада и видимости четыре километра увидеть опоры ЛЭП, стоящие вдали на берегу широкой реки, стало просто невозможным.
Всем, кто связан с судоходством, известно слово «лоция».
Всем, кто связан с судоходством речным, известно, что в лоции обозначены все места, где организованы «переходы». Переходы бывают подводные (места, где запрещено бросать якоря) и воздушные. Все без исключения АП над судоходными реками происходят в местах с линиями электропередач, информация о которых легко доступна в приложениях для судоводителей. В комментариях я обязательно покажу пример приложения и информацию в нём о местах наших катастроф.
Высота ЛЭП над судовым ходом всегда будет большой, позволяющей пройти под ней судам с высокими мачтами, по возможности не опуская их. И провода точно не будут идти из одного леса в другой на высоте 10 метров. Но разнос опор может быть огромным, и они также могут быть плохо заметны из-за удаления от берега.
Всё ещё хочется пролететь пониже?
Тогда изучай картинки и смотри видео в комментариях.
И, главное, запомни...
Если ты увидел провод впереди на своей высоте, то это, скорее всего, последнее, что ты видел в своей жизни.