Хочу поделиться историей десятилетней давности.
Я второй пилот на А310. Летаю год.
Заход на посадку проходит ночью в ПМУ. Ветер встречно-боковой с боковой составляющей 5 узлов. После выпуска закрылков на 40 на высоте примерно 1500 футов отключаю автопилот и продолжаю заход вручную по директорам. Самолет слегка побалтывает. Но очень слегка. С высоты примерно 200 футов болтанка начинает усиливаться, но самолет по-прежнему управляем. На выравнивании, то есть на высоте около 40-30 футов самолет делает резко правый крен около 10 градусов, а затем сразу влево около 40 градусов. Успеваю только ошалело выкрутить штурвал вправо и каким-то чудом добрать на себя. Самолет выскакивает из крена и мя-я-ягко садится на основные колеса с гордо поднятым носом с тангажом около 8 градусов. В КУЛПе такое касание оценивают на 5+.
На пробеге на скорости руления передаю управление КВС и докладываю посадку, используя совсем другой номер рейса.
Диспетчер посадки уже доложил, что мы сели ОЧЕНЬ ПЛОХО и на стоянке уже собрались ИБП и технари. Пока вышли пассажиры, КВС занес в LogBook краткое описание происшествия. На внешнем осмотре оказалось, что на левом синглете снизу стесали о бетон 6 мм дюраля.
Написали инспектору по БП объяснительные и началось расследование.
Теперь самое интересное.
Расшифровку делали немцы во Франкфурте. Ее результаты немного показали нашему инспектору из Госавианадзора. Опытному пилоту-инструктору по А310. Чтобы немного успокоить летчиков, он позвонил оттуда и сказал, что и скорости и тангажи были нормальные и действия штурвалом были ответом на крен, а не вызывали крен.
Больше он на тему расследования не распространялся.
Когда же КЛО захотел взглянуть на цифири, оказалось, что расшифровка почему-то уехала в Тулузу, так как немцы не смогли ее дорасшифровать. А в Тулузе она сгинула бесследно. На наш запрос хорошие французские парни ответили, что не нашли к нашему регистратору PIN сода. Не смейтесь, именно так!
Наши власти заткнулись, дали пилотам по выговору и на том закрыли расследование.
Подобная раскачка бывала в компании еще пару раз. Один раз в Тель-Авиве из-за неконтролируемой раскачки по крену ушли на второй. В Нью-Йорке самолет поболтался на прямой и успокоился. Пилоты даже не успели принять какого-то решения. Просто покрутили штурвал.
Через некоторое время у французов в Орли произошел точно такой же инцидент. Они расследовали его. Своим-то не откажешь как «этим обезьянам из советской тьмутаракани». Оказалось глючил FCC: давал команды Yaw Damper на резкое и произвольное отклонение руля направления, что и вызывало резкий крен.
По очередному бюллетеню компы по всему миру доработали, а случайно выжившим ни спасибо, ни сорри.
Так долго рассказывал просто для иллюстрации взаимоотношений AI и PW с кастомерами из развивающегося и недоразвитого мира. Мы для них макаки, радостно катающиеся на очень продвинутых самолях. И если что случается, исследуют для себя, делают выводы, исправляют свои фолты. А макакам предоставляют возможность благоговейно лицезреть процесс и ковыряться в носу.
Место действия не хочу открывать, так как опасаюсь за свою карьеру. До сих пор летаю на Аирбасах. Считаю их самыми классными машинами, но связываться с AI персонально не хочу.