Реплика с несколько иной стороны.
Просматривая историю обмена мнениями посетителями данной ветви форума, внимание зацепилось за две реплики, представленные в прошлую пятницу (180 страница с
#3.583 и #3.584 ).
Видимо люди с хорошим жизненным опытом пытались напомнить коллегам, что пока нет окончательного отчёта комиссии, расследующей эту АК , вопрос по поводу "Кто виноват?" лучше обходить стороной...
А пока попытаемся представить вариант возможного диалога.
Верное замечание.
Действительно, тот факт, что Игорь Иванович (КВС) в 05:57 и в 06:13 (по расшифровке переговоров) попросил воды, может свидетельствовать о стрессе, в котором находился этот уже не молодой человек (61 год) около 2х часов. Но не признаки стресса должны вызывать озабоченность аналитиков в таких случаях – а отсутствие этих признаков. По той простой причине, что стресс в здоровом организме, если это не запредельная форма, является мобилизующим фактором, активирующим дополнительные системные ресурсы организма для преодоления внезапно возникшей экстремальной ситуации.
Да, конечно. Но не факт, что уровень стресса будет настолько достоверно определен, что может послужить основанием для признания стрессового состояния причиной ошибочных действий КВС.
А также есть смысл вспомнить, что все физиологические показатели в норме имеют свой коридор допустимых значений, а они у каждого человека…
У одних людей, например, хронические нарушения липидного состава крови способствуют развитию атеросклероза сосудов нижних конечностей, у других – сосудов головного мозга.
То же и в состоянии стресса, частым проявлением которого становится спазм сосудов.
Если у пилота во время стресса похолодеют ноги от ухудшения кровообращения – на качество принятия его решений это вряд ли повлияет. А ухудшение кровоснабжения мозга неизбежно снизит скорость и, с высокой вероятностью, качество принятия решений.
С другой стороны, добавляют неопределённости и биологические часы человека в разных своих фазах по-разному влияющих на способность организма противостоять стрессовым нагрузкам. А этот фактор, ещё недостаточно проработанный с точки зрения практической медицины, очень редко используется при оценке состояния человека, попавшего в чрезвычайную ситуацию.
Так что в силу только этих причин мед эксперты упомянутой выше комиссии вряд ли смогут обеспечить необходимую глубину анализа биоматериала погибшего КВС.
Хотя, учитывая уровень вовлечённых интересов…
P.S. Но свет в этом туннеле неопределённостей уже достаточно ярок. Объективный контроль функционального состояния КВС во время выполнения полётного задания с помощью (пока условной) “манжеты для пилота” с несколькими электронными датчиками и записью их данных на те же ЧЯ отправит в историю не только обсуждения типа “Была ли дважды возникавшая жажда у КВС признаком стресса, который…”, но и многие другие, не подкреплённые достоверными фактами. А главное - многие жизни обретут шанс завершиться естественным образом, а не в пламени очередной АК.