Пока МЧС с МАК согласовывают формулировки, вспомним добрым словом летчика-наблюдателя Иркутской Авиалесоохраны Александра Антипина, который
сообщил координаты аварии в диспетчерскую службу лесного хозяйства Иркутской области.
Всем доброго времени суток! Хотелось бы ещё раз поблагодарить лётчика-наблюдателя А. Антипина, который 1 июля вечером по данным системы космического мониторинга ИСДМ-Рослесхоз (у всех работников лесного хозяйства, включая МЧС, к ней есть доступ) нашёл новую термоточку в предполагаемом месте работы Ил-76 и сообщил координаты в МЧС. Там поблагодарили, но по телевидению весь следующий день шла информация ведущихся поисковых работах. 3 июля Антипин повёз на Ми-8 десантников-пожарных на тушение пожара, а маршрут пролегал как раз через предполагаемую точку падения, и он тут же нашёл останки самолёта. Не смотря на то, что это не функции авиалесоохраны, он тут же спустил на трёх человек для подготовки площадки для посадки Ми-8. О том, что самолёт найден, он сообщил в диспетчерскую службу. Это что касается хронологии событий. Теперь о технологии авиационного тушения.
Без видимости земли лесные пожары не тушатся, т.к. нужно попасть на кромку пожара, либо перед ней. Лить воду внутрь - дело бесполезное, т.к. там всё уже сгорело. Есть три нормативных акта, причём два из них - МЧС-ных, запрещающих сливы воды без наличия устойчивой радиосвязи с руководителем тушения, ибо внизу люди, а 42 тонны не то что макушки и ветви ломают, деревья с корнем выворачивают. Поэтому задача радиосвязи - убрать на земле людей с места предполагаемого слива и с помощью наземного авианаводчика точно сбросить воду, который оценивает попадание. Повторяюсь: без радиосвязи с землёй сливы запрещены. Кроме того, работа авиации на тушении лесных пожаров осуществляется только по запросу руководителя тушения. Запросов на привлечение авиации региональная диспетчерская служба лесного хозяйства Иркутской области не получала, и естественно, никому просьб не предавала. Технологией тушения предусмотрено, что у всех лесных пожаров тушится только кромка. Но там концентрация людей и техники. Поэтому экипаж предупреждает руководителя тушения о предполагаемом месте слива, после чего люди и техника отводятся в сторону на 100 метров. После проведения слива наземные команды подходят к месту слива для дальнейшего дотушивания, т.к. огонь заглубляется между камней, уходит в корни и сухие стволы деревьев. Наша и зарубежная практика показывают, что эффективность работы авиации с водосливными устройствами без наземной поддержки равна нулю: вода высохнет и через день-два пожар пойдёт дальше. Ещё неприятность: если сброс воды произведён за кромку, в пожарище, то от мощного воздушного потока, вызванного падением воды, в воздух поднимаются сотни мелких углей в виде хвои и мелких ветвей. И вся эта горящая масса перебрасывается на десятки метров через кромку пожара, создавая новые очаги горения. Поэтому сбросы воды - только с наземной поддержкой.
Что касается тушения водой. Очень неэффективно. Поэтому дабы вода при сливе не испарялась, в неё добавляют загустители. Дабы повысить эффективность тушения в 2 раза, в неё добавляются смачиватели. Ну а чтобы экипаж видел, где уже отработано, в воду добавляется безвредный красный пищевой краситель. Это позволяет выполнять сливы без разрывов. Упомянутая химия называется ретердант. С вертолётов тоже им поливают, но увы, зарубежные наши коллеги. Для эффективности работы в районе пожара устанавливают специальные бассейн, откуда вертолёты черпают огнетушащую жидкость. И самое главное: после того, как место слива ретерданта высохло, как бы вы ни старались (хоть бензином зажигайте), там уже ничего не загорится. Но после первых же осадков напочвенный покров и кроны деревьев вернутся в прежнее состояние. Вот такая химия.
Следующее. Тушение крупных лесных пожаров с помощью авиации во всём мире признано неэффективным. Только наземные команды с техникой могут переломить ситуацию. Авиация же используется только по запросу руководителей тушения на участках, где работа людей и техники в силу сложных лесорастительных условий затруднена. Да, на отдельных локальных участках помощь авиации очень выручает. Но самая эффективная работа - это остановить атакой с воздуха начинающийся пожар. В целом же тушение крупных лесных пожаров с помощью авиации можно сравнить с тушением костра водой из чайной ложки: бестолково, но на небольшом участке кромки огонь сдержать можно.
Жаль, очень жаль экипаж, явно не по своей воле полетевший в район с отсутствием видимости, и в нарушение действующих инструкций, без наземной поддержки. Ну гибли бы там в лесу люди, была бы угроза посёлку, тогда риск был бы оправдан: и семьям, в их безутешном горе было бы может чуть-чуть, но легче на душе от сознания того, что всё это не зря. А на самом деле что? Гибель за сотню деревьев? Так лес-то вырастет. А людей уже никто и никогда не поднимет. Ах, как жаль ребят....