Так если грозы обходить стороной - молния не ударит. Тогда и плохая молниезащита не проблема.
А вот в обсуждаемом случае все вылетавшие до и после Е также обходили - и в отличие от Е удар молнии не получили
Так-то оно так. Но по обходам гроз у меня большой опыт, поскольку на Ту-134А именно у штурмана локатор. Да и на немецких реэкспортных штурман хоть и сидел между пилотами, но глазеть в грозу в локатор приходилось в основном мне, распределение внимания было правильное - пилоты в турбулентность заняты пилотажными приборами, штурман - навигацией и обходом гроз.
Вы же летаете или летали на юга? Я вот из Сыктывкара пока в Сочи прилечу, по пути и пару фронтов пересеку или еще где-то внутримассовые грозы пообхожу. А как было положено по НПП ГА-85? Визуально от кучеводождевых не менее 10, а по локатору не менее 15 км.
И чтобы между очагами было не менее 50 км.
И зачастую проблем не было, ну обойдешь одну тучу-гору на удалении 10 визуально (хотя, визуально как определить точно, где 10, там и 6 км), по локатору точнее можно, но по нему 15, далековато бывает уходить от трассы, вот и немного подрезаешь, чтобы и с диспетчером лишний раз не согласовывать и не крутить много туда - сюда.
А кто её знает, молнию, что у нее на уме? Может жахнуть и наклонно вбок и достать на расстоянии километров 5 - 10.
Часто еще сила по по болтаночке ощущается вблизи фронтальных гроз, порой и за 25 км трясет так, что ближе и самим подворачивать не хочется. Но не всегда, сами знаете. Бывает на вид спокойная башня до километров 10 высотой, а по локатору посмотришь, она как гора выглядит, с черной полосой за ней. На черно-белом индикаторе локатора типа "Гроза" и "РОЗ-1".
А еще фронты пересекаешь, если всегда делать по НПП, то порой и не найдешь во фронте такую дыру, чтобы между тучами-очагами было 50 км. Тут уж по опыту и наитию, лезешь когда и 30 км между ними, а после взлета и меньше.
Или на заходе на посадку, посмотришь, вроде не сильная. А она даже на локаторе не сильная, а жахнуть может хорошо, если между двух таких тучек пробираешься с разными потенциалами-зарядами.
У меня серьезных проблем на Ту-134 не было, кроме мокрой спины порой. Не выбивало ничего. Вот по прилету стекатели статических зарядов обгорали иногда, кисточки сильно укорачивались.
Да вот один экипаж наш в наборе из ШРМ по коридору Костино - Нерль поленился сильно обходить, там диспетчеры не любят уклонения, еще недооценили грозу. По прилету посмотрели - обтекатель локатора побит градом, на замену. Еще тогда некоторые из начальства хотели на экипаж повесить стоимость обтекателя и за ремонт. Но обошлось.
А так - шипит обшивка, попадание молнии как фотовспышка, иногда звук, как кувалдой грохнули по обшивке.
Грозы они всякие разные. И фронтальные и внутримассовые и разряды бывают обложные или разветвленные, иногда и в одно русло и мощно может ударить. Но и даже без попадания в грозовое облако или удара молнии электризации в атмосфере предостаточно в хорошую грозу. Ночью вообще картина .порой фантастическая и неземная. Как будто в ущелье между светящихся гор снижаешься, они то подсвечиваются, то вспыхивают, то молнии мелькают, настоящая дискотека у черта.