Расследование завершено Катастрофа самолета Ту-154M б/н 101 ВВС Польши в Смоленской области 10.04.2010

Просто некоторые действия делаются на "автопилоте", и вероятность глупости резко понижается.
Во-первых, автоматизм возникает при достаточно большом количестве повторении операций, например автоматизм при вождении автомобиля (чего не было у ЭТОГО экипажа)
Во-вторых, автоматизм часто притупляет восприятие опасности (например, происшествия с опытными пилотами).

---------- Добавлено в 10:17 ----------

Откуда это очевидно? Мне кажется, что он решил снизиться, а там видно будет.

Во-первых, КВС подготовил Качинского через Казану, что возможно ему придется уйти на запасной аэродром. То есть заранее уведомил (в обтекаемых выражениях) Главного пассажира о своем решении.
Во- вторых, совершенно спокойно одобрил предложение штурмана на ввод маршрута ухода на запасной аэродром. То есть, если б у него не было ГОТОВОГО решения уйти на запасной аэродром, его ответ штурману вполне мог бы быть более неопределенным, типа "введем на круге".

---------- Добавлено в 10:27 ----------

В принципе это можно объяснить нерешительностью. "Ну еще чуть-чуть", "еще чуть-чуть", "еще чуть-чуть и все..." Но на беду эти 60 м по РВ оказались не теми 60 м, на которые он рассчитывал. Если бы высота диктовалась сначала по барометрическому высотомеру, а потом по РВ, то это были бы 60 м над уровнем полосы. А тут высоты над уровнем полосы уже не было. Плюс высокая вертикальная скорость.

Да, нерешительность - это явный и очевидный признак стресса.
В, принципе, возможны и другие мотивации к посадке, например, ответственность (он же офицер!) - важное задание он обязан выполнить. И как только появился шанс к к посадке (сообщения диспетчера "на курсе, глиссаде") - он этим шансом попытался воспользоваться.
 
Реклама
То есть заранее уведомил (в обтекаемых выражениях) Главного пассажира о своем решении.
Или выразил желание и посмотрел на реакцию.
Во- вторых, совершенно спокойно одобрил предложение штурмана на ввод маршрута ухода на запасной аэродром.
Он сделал то, что должен был сделать в такой ситуации по инструкции. И, понятно, он понимал, что это правильное решение.

Но мне все-таки кажется, что плана действий у него не было, и это в конце концов их сгубило. Так как они и на посадку нормально не зашли, и уйти вовремя не смогли.

Впрочем, что тут было мы уже точно не узнаем.
 
Да. Еще проходила инфа (правда, потом ее опровергли, но кто знает, что было на самом деле?), что главком сказал, что он будет командиром и берет на себя ответственность за то, чтобы доставить Президента.

Глупость несусветная, даже если и предположить, что Бласик был самодуром.

---------- Добавлено в 10:31 ----------

По-любому похоже, что КВС ждал от вышестоящего начальника команды. Тем более, что тот был летчиком, и командир мог рассчитывать на понимание ситуации.

Да, это несомненно было. Бласик - альфа, Протасюк - бета, первый - генерал, второй - офицер. Кто офицеры, или просто служили - прекрасно понимают ситуацию. Протасюк вполне мог ожидать от Бласика команды на уход

---------- Добавлено в 11:09 ----------

Но мне все-таки кажется, что плана действий у него не было, и это в конце концов их сгубило. Так как они и на посадку нормально не зашли, и уйти вовремя не смогли.

Я как-то раньше здесь выражал свои сомнения насчет того, что экипаж просто имитировал посадку: как-то все расслабленно, формально, слишком даже, как для "чайников". Присутствие генерала все осложнило, в том числе и в принятии решения об уходе.

---------- Добавлено в 12:30 ----------

Или выразил желание и посмотрел на реакцию.

Мне кажется, что все-таки именно "уведомил"

Вот здесь уже уместен пример с полетом в Грузию. Протасюк, зная как НЕАДЕКВАТНО реагирует Качинский на самостоятельные решения пилотов, даже продиктованные элементарной безопасностью, УВЕДОМИЛ его таким образом, чтобы у него не возникло ощущения, что он (Протасюк) принял самостоятельное решение сорвать его (Качинского) планы. Далее вполне могла следовать просьба Качинского Бласику "разобраться, что там и к чему", с возможными ремарками, "что повторения тбилисской истории ему сейчас ни к чему". Это к тому, что делал Бласик в кабине пилотов и почему он не дал команды на уход, когда полет был в сплошном "молоке"
 
Последнее редактирование:
Польские прокуроры присутствовали на допросе смоленских авиадиспетчеров

http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/2011/02/110216_rn_poland_smolensk.shtml

Работники, ответственные за прием самолета президента Польши Леха Качиньского под Смоленском, были допрошены в присутствии прокуроров из Польши, передает агентство РИА "Новости".

Оно ссылается на слова представителя Следственного комитета Владимира Маркина.
"В ходе данных допросов были установлены важные для определения истины по делу обстоятельства, касающиеся приема польского самолета Ту-154М на аэродром Смоленска Северный, в том числе получены ответы на все вопросы, представленные польской стороной", – сообщил он.
 
Польша считает проведенные в России следственные действия по катастрофе польского Ту-154 под Смоленском полностью выполненными.
Об этом говорится в совместном пресс-релизе органов следствия двух стран, сообщает сайт Следственного комитета РФ.
"По результатам совместной работы двумя сторонами отмечено, что все запланированные следственные действия выполнены в полном объеме и обсуждены вопросы, которые могут возникнуть в период совместной работы, как у российских следователей в Республике Польша, так и у польских прокуроров в Российской Федерации", - отмечается в документе на сайте.
Информация, содержащаяся в пресс-релизе, "согласована с руководителем следственной группы Следственного комитета России, в чьем производстве находится данное уголовное дело, и прокурорами Военной окружной прокуратуры Варшавы".
"Совместная работа российских следователей и польских прокуроров проводилась при полном взаимопонимании и строгом соблюдении норм международных договоров и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации", - говорится в сообщении.
Напомним, сегодня диспетчеры аэропорта под Смоленском были допрошены в присутствии польских прокуроров, сообщалось в СМИ.

http://www.fontanka.ru/2011/02/16/135/
 
Было абсолютно очевидным то, что он отдавал себе отчет в том, что посадка невозможна и имел для себя достаточно четкий план пройти над аэродромом и продемонстрировать это ВИПам, дабы исключить любые выпады на свой счет по поводу срыва мероприятия президента.

Откуда это очевидно? Мне кажется, что он решил снизиться, а там видно будет.

Любопытная деталь. На указание РП: "на 100 метрах быть готовым к уходу на второй круг" КВС ответил: "Так точно".

Кто нибудь из присутствующих офицеров может сформулировать ситуацию, когда российский офицер, командир в присутствии своих подчиненных на указания польского офицера ответит "Так точно", будто бы перед ним непосредственный начальник, который отдал ему приказ, не подлежащий обсуждению? Не какое-нибудь нейтральное, типа "Принял", а именно "Так точно"?

А польский вот ответил! То есть создается впечатление, что он явно обрадовался этому указанию. И причина этой радости в том, что указание диспетчера соответствует его решению и с него начинают снимать ответственность за это решение.

---------- Добавлено в 11:15 ----------

сообщает сайт Следственного комитета РФ.

http://www.sledcom.ru/actual/42794/

получены ответы на все вопросы представленные польской стороной. Работники диспетчерской службы ответили на все вопросы, заданные в том числе и польскими прокурорами.

В ближайшее время через Генеральную прокуратуру Российской Федерации в адрес компетентных органов Республики Польша будут направлены копии документов следственных действий произведенных в ходе совместной работы польских прокуроров и российских следователей в г. Москве.

Мда, материалы допросов российских диспетчеров по польским вопросникам приобщаются к российскому уголовному делу?

Похоже, все только начинается ...

МАК для СКП является не более, чем дознавателем, в задачу которого входит простое выявление фактов. Их исследование и оценка как доказательств - исключительная компетенция СКП. Поэтому выводы, к которым придет СКП, могут существенно отличаться от выводов МАКа.

И вряд ли СКП сможет позволить себе такие же игры в политику, которые позволил себе МАК - тут на кону слишком много, например, репутация его международных ордеров. Вот тут поляки смогут отыграться, что называется, по полной, причем не только в самой Польше, но и в сочувствующих Польше юрисдикциях. Так что кость полякам бросят - это факт.

Как это будет выглядеть? Ну исследование мотивов - это конек юристов.Поэтому поляки постараются, чтобы их экипаж не выглядел полными идиотами. Сделают подборку фактов, чтобы отмести тот бред, который который изобразил МАК по мотивам экипажа и выложат его СКП. Те могут попробовать поволынить, но поляки тоже не пальцем деланные, и материалы придется приобщить. И вот тут уже всплывет роль диспетчеров, в частности неправильное информирование. Кого отдадут полякам - тех особо не интересует. То ли это буду технари, которые расписывались в ЖУТСах, то ли РЗП, сидевший за монитором. Судя по тому, как оперативно менялись лампочки в ССО, технари свои задницы прикрыть смогли и перед контрольным облетом, если что и было, то подлампичили несомненно.
Так что, похоже, что назначат РЗП майора Рыженко ответственным за все российские грехи. И это весьма грустно.:mad:
 
думаю и польские и наши следователи - сейчас примерно в том же состоянии что и сам обсуждаемый экипаж - в тумане и в затылок дышит большое начальство, которому в затылок дышит ОООчень большое.
 
Кто нибудь из присутствующих офицеров может сформулировать ситуацию, когда российский офицер, командир в присутствии своих подчиненных на указания польского офицера ответит "Так точно"

Например они союзники и выполняют совместное задание.
 
Любопытная деталь. На указание РП: "на 100 метрах быть готовым к уходу на второй круг" КВС ответил: "Так точно". Кто нибудь из присутствующих офицеров может сформулировать ситуацию, когда российский офицер, командир в присутствии своих подчиненных на указания польского офицера ответит "Так точно",
Российский офицер ответит "так точно" на любой вопрос от кого угодно. Можете проэкспериментировать.
 
Реклама
http://inosmi.ru/poland/20110218/166635311.html

МАЧЕЙ ЛОСЕК, эксперт польской группы, расследующей причины смоленской катастрофы: В AIP* Российской Федерации есть такое предписание. В случае такого рейса, как тот, который состоялся 10 апреля, на борту должен находиться штурман-лидеровщик. Если его нет на борту, то разрешения на вход в воздушное пространство России не выдается. Российская сторона такое разрешение дала, несмотря на то что штурмана-лидеровщика не обеспечила.

:)
 
А мне вот интересно, выгнал бы российский лидировщик генерала из кабины? ;) Или хотя бы привел бы КВСа в чувство?
 
Представляю заголовки польских газет:
"Русские спецслужбы внедрили своего агента-смертника в экипаж борта польского Президента "
 
выгнал бы российский лидировщик генерала из кабины?
Стал бы лидировщик выгонять генерала, если бы последний угрожал табельным оружием? А если бы генерал предложил пойти в салон и тяпнуть там по 100 грамм? А если ....
...
...бы у бабушки были яйца?
 
Последнее редактирование:
Выходит, что полет без лидировщика - еще одна тема для назначения ответственных за АП?
 
Думаю, официально это озвучено не будет. Так как тогда Россия получит слишком много возможностей для ограничения полетов польских самолетов) Они на это не пойдут.
 
Реклама
Свежее от МАК:
18.02.2011
Заявление Председателя Технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета
В связи с поступившим в Межгосударственный авиационный комитет (МАК) обращением от 14 февраля 2011 года адвокатской конторы Бартоша Ковнацки об изъятии с Интернет-сайта МАК заключения судебной медицинской экспертизы трупа погибшего генерала Анджея Бласика, текст которого полностью опубликован в газете "Наш Дзенник" от 16 февраля 2011 года, Председатель Технической комиссии заявляет.

По решению Правительств Российской Федерации и Республики Польша расследование катастрофы самолета Ту-154М бортовой номер 101 Республики Польша проводилось Технической комиссией МАК в соответствии с Приложением 13 к Конвенции о Международной гражданской авиации (Приложение 13).

В соответствии с международной практикой, расследование проводилось по принципу многофакторности, то есть определялись как непосредственные причины катастрофы, так и способствующие факторы, а также более глубокие системные причины.

К работе были привлечены высокопрофессиональные эксперты, в том числе и из Республики Польша. Именно польские авиационные эксперты по записи бортового речевого самописца определили, что генерал Анджей Бласик находился в пилотской кабине при полете самолета на посадочной прямой. По результатам оценки психо-эмоционального состояния командира воздушного судна, проведенной российскими и польскими авиационными психологами, было установлено, что "безучастность командующего ВВС Республики Польша А. Бласика к разрешению возникшей крайне опасной ситуации оказала влияние на формирование решения КВС о снижении ниже высоты принятия решения без установления контакта с наземными ориентирами".

Для подтверждения факта нахождения в пилотской кабине самолета генерала Анджея Бласика, руководствуясь параграфом 5.9 Приложения 13, который предполагает, при особых обстоятельствах, проведение аутопсии в том числе и погибших пассажиров, Техническая комиссия в своей работе использовала результаты судебной медицинской экспертизы трупа Анджея Бласика, проведенной в Отделе судебно-медицинской экспертизы трупов Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Бюро судебно-медицинской экспертизы Департамента здравоохранения города Москвы". При этом, согласно параграфу 5.9 Приложения 13, исследование было проведено в полном объеме. Результаты медико-трассологических исследований повреждений, полученных генералом Анджеем Бласиком, согласуются с его нахождением в пилотской кабине в момент столкновения воздушного судна с землей.

На основании проведенных исследований, Техническая комиссия пришла к выводу, что одной из составляющих цепи причин происшествия явилось присутствие Главнокомандующего ВВС Республики Польша в пилотской кабине вплоть до столкновения самолета с землей, что оказало психологическое давление на принятие решения командиром воздушного судна о продолжении снижения в условиях неоправданного риска с имеющейся доминантной целью выполнения посадки "во что бы то ни стало". Следует отметить, что, по имеющимся данным, факты оказания давления на пилотов 36-го специального транспортного полка Республики Польша со стороны высокопоставленных пассажиров имели место и ранее. Соответствующий материал приведен в Окончательном отчете.

Согласно Приложению 13, единственной целью расследования любого авиационного происшествия является предотвращение подобных происшествий в будущем. Для достижения данной цели Техническая комиссия руководствовалась принципом максимальной открытости и публичности при проведении расследования. Это в полной мере соответствовало ожиданиям польской, российской и мировой общественности, тем более, что в ходе расследования, в ряде польских средств массовой информации, неоднократно появлялись материалы, подвергающие неоправданному сомнению действия и достоверность публикаций Технической комиссии. Опубликованные Технической комиссией факты искажались. В этой связи полностью, без купюр был опубликован не только Окончательный отчет, но и ряд подтверждающих материалов. В соответствии с параграфом 5.12 Приложения 13 публикация осуществлена с письменного согласия органа предварительного расследования, в производстве которого находится уголовное дело.

На основании изложенного, Техническая комиссия в отношении решения о публикации результатов судебной медицинской экспертизы не усматривает нарушений положений Приложения 13.

Вместе с тем, относясь с уважением и искренним сочувствием к пожеланиям вдовы генерала Анджея Бласика, а также учитывая, что следственные органы Российской Федерации располагают материалами судебной медицинской экспертизы, на официальном сайте МАК оставлены только материалы, непосредственно подтверждающие выводы Окончательного отчета. Остальные материалы останутся в базе данных МАК.

Техническая комиссия выражает родным и близким погибшего генерала Анджея Бласика искренние соболезнования.

Экспертное заключение о возможности нахождения в пилотской кабине постороннего лица
Скачать PDF

Обращение Адвокатской конторы Бартош Ковнацки
Скачать PDF
 
Назад