Расследование завершено Катастрофа самолета Ту-154M б/н 101 ВВС Польши в Смоленской области 10.04.2010

Во-первых, автоматизм возникает при достаточно большом количестве повторении операций, например автоматизм при вождении автомобиля (чего не было у ЭТОГО экипажа)
Во-вторых, автоматизм часто притупляет восприятие опасности (например, происшествия с опытными пилотами).

---------- Добавлено в 10:17 ----------


Во-первых, КВС подготовил Качинского через Казану, что возможно ему придется уйти на запасной аэродром. То есть заранее уведомил (в обтекаемых выражениях) Главного пассажира о своем решении.
Во- вторых, совершенно спокойно одобрил предложение штурмана на ввод маршрута ухода на запасной аэродром. То есть, если б у него не было ГОТОВОГО решения уйти на запасной аэродром, его ответ штурману вполне мог бы быть более неопределенным, типа "введем на круге".

---------- Добавлено в 10:27 ----------


Да, нерешительность - это явный и очевидный признак стресса.
В, принципе, возможны и другие мотивации к посадке, например, ответственность (он же офицер!) - важное задание он обязан выполнить. И как только появился шанс к к посадке (сообщения диспетчера "на курсе, глиссаде") - он этим шансом попытался воспользоваться.
 
Или выразил желание и посмотрел на реакцию.
Он сделал то, что должен был сделать в такой ситуации по инструкции. И, понятно, он понимал, что это правильное решение.

Но мне все-таки кажется, что плана действий у него не было, и это в конце концов их сгубило. Так как они и на посадку нормально не зашли, и уйти вовремя не смогли.

Впрочем, что тут было мы уже точно не узнаем.
 

Глупость несусветная, даже если и предположить, что Бласик был самодуром.

---------- Добавлено в 10:31 ----------


Да, это несомненно было. Бласик - альфа, Протасюк - бета, первый - генерал, второй - офицер. Кто офицеры, или просто служили - прекрасно понимают ситуацию. Протасюк вполне мог ожидать от Бласика команды на уход

---------- Добавлено в 11:09 ----------


Я как-то раньше здесь выражал свои сомнения насчет того, что экипаж просто имитировал посадку: как-то все расслабленно, формально, слишком даже, как для "чайников". Присутствие генерала все осложнило, в том числе и в принятии решения об уходе.

---------- Добавлено в 12:30 ----------

Или выразил желание и посмотрел на реакцию.

Мне кажется, что все-таки именно "уведомил"

Вот здесь уже уместен пример с полетом в Грузию. Протасюк, зная как НЕАДЕКВАТНО реагирует Качинский на самостоятельные решения пилотов, даже продиктованные элементарной безопасностью, УВЕДОМИЛ его таким образом, чтобы у него не возникло ощущения, что он (Протасюк) принял самостоятельное решение сорвать его (Качинского) планы. Далее вполне могла следовать просьба Качинского Бласику "разобраться, что там и к чему", с возможными ремарками, "что повторения тбилисской истории ему сейчас ни к чему". Это к тому, что делал Бласик в кабине пилотов и почему он не дал команды на уход, когда полет был в сплошном "молоке"
 
Последнее редактирование:
Польские прокуроры присутствовали на допросе смоленских авиадиспетчеров

http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/2011/02/110216_rn_poland_smolensk.shtml

Работники, ответственные за прием самолета президента Польши Леха Качиньского под Смоленском, были допрошены в присутствии прокуроров из Польши, передает агентство РИА "Новости".

Оно ссылается на слова представителя Следственного комитета Владимира Маркина.
"В ходе данных допросов были установлены важные для определения истины по делу обстоятельства, касающиеся приема польского самолета Ту-154М на аэродром Смоленска Северный, в том числе получены ответы на все вопросы, представленные польской стороной", – сообщил он.
 
Польша считает проведенные в России следственные действия по катастрофе польского Ту-154 под Смоленском полностью выполненными.
Об этом говорится в совместном пресс-релизе органов следствия двух стран, сообщает сайт Следственного комитета РФ.
"По результатам совместной работы двумя сторонами отмечено, что все запланированные следственные действия выполнены в полном объеме и обсуждены вопросы, которые могут возникнуть в период совместной работы, как у российских следователей в Республике Польша, так и у польских прокуроров в Российской Федерации", - отмечается в документе на сайте.
Информация, содержащаяся в пресс-релизе, "согласована с руководителем следственной группы Следственного комитета России, в чьем производстве находится данное уголовное дело, и прокурорами Военной окружной прокуратуры Варшавы".
"Совместная работа российских следователей и польских прокуроров проводилась при полном взаимопонимании и строгом соблюдении норм международных договоров и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации", - говорится в сообщении.
Напомним, сегодня диспетчеры аэропорта под Смоленском были допрошены в присутствии польских прокуроров, сообщалось в СМИ.

http://www.fontanka.ru/2011/02/16/135/
 


Любопытная деталь. На указание РП: "на 100 метрах быть готовым к уходу на второй круг" КВС ответил: "Так точно".

Кто нибудь из присутствующих офицеров может сформулировать ситуацию, когда российский офицер, командир в присутствии своих подчиненных на указания польского офицера ответит "Так точно", будто бы перед ним непосредственный начальник, который отдал ему приказ, не подлежащий обсуждению? Не какое-нибудь нейтральное, типа "Принял", а именно "Так точно"?

А польский вот ответил! То есть создается впечатление, что он явно обрадовался этому указанию. И причина этой радости в том, что указание диспетчера соответствует его решению и с него начинают снимать ответственность за это решение.

---------- Добавлено в 11:15 ----------

сообщает сайт Следственного комитета РФ.

http://www.sledcom.ru/actual/42794/

получены ответы на все вопросы представленные польской стороной. Работники диспетчерской службы ответили на все вопросы, заданные в том числе и польскими прокурорами.

В ближайшее время через Генеральную прокуратуру Российской Федерации в адрес компетентных органов Республики Польша будут направлены копии документов следственных действий произведенных в ходе совместной работы польских прокуроров и российских следователей в г. Москве.

Мда, материалы допросов российских диспетчеров по польским вопросникам приобщаются к российскому уголовному делу?

Похоже, все только начинается ...

МАК для СКП является не более, чем дознавателем, в задачу которого входит простое выявление фактов. Их исследование и оценка как доказательств - исключительная компетенция СКП. Поэтому выводы, к которым придет СКП, могут существенно отличаться от выводов МАКа.

И вряд ли СКП сможет позволить себе такие же игры в политику, которые позволил себе МАК - тут на кону слишком много, например, репутация его международных ордеров. Вот тут поляки смогут отыграться, что называется, по полной, причем не только в самой Польше, но и в сочувствующих Польше юрисдикциях. Так что кость полякам бросят - это факт.

Как это будет выглядеть? Ну исследование мотивов - это конек юристов.Поэтому поляки постараются, чтобы их экипаж не выглядел полными идиотами. Сделают подборку фактов, чтобы отмести тот бред, который который изобразил МАК по мотивам экипажа и выложат его СКП. Те могут попробовать поволынить, но поляки тоже не пальцем деланные, и материалы придется приобщить. И вот тут уже всплывет роль диспетчеров, в частности неправильное информирование. Кого отдадут полякам - тех особо не интересует. То ли это буду технари, которые расписывались в ЖУТСах, то ли РЗП, сидевший за монитором. Судя по тому, как оперативно менялись лампочки в ССО, технари свои задницы прикрыть смогли и перед контрольным облетом, если что и было, то подлампичили несомненно.
Так что, похоже, что назначат РЗП майора Рыженко ответственным за все российские грехи. И это весьма грустно.
 
думаю и польские и наши следователи - сейчас примерно в том же состоянии что и сам обсуждаемый экипаж - в тумане и в затылок дышит большое начальство, которому в затылок дышит ОООчень большое.
 

Например они союзники и выполняют совместное задание.
 
Российский офицер ответит "так точно" на любой вопрос от кого угодно. Можете проэкспериментировать.
 
http://inosmi.ru/poland/20110218/166635311.html


 
А мне вот интересно, выгнал бы российский лидировщик генерала из кабины? Или хотя бы привел бы КВСа в чувство?
 
Представляю заголовки польских газет:
"Русские спецслужбы внедрили своего агента-смертника в экипаж борта польского Президента "
 
выгнал бы российский лидировщик генерала из кабины?
Стал бы лидировщик выгонять генерала, если бы последний угрожал табельным оружием? А если бы генерал предложил пойти в салон и тяпнуть там по 100 грамм? А если ....
...
...бы у бабушки были яйца?
 
Последнее редактирование:
Выходит, что полет без лидировщика - еще одна тема для назначения ответственных за АП?
 
Думаю, официально это озвучено не будет. Так как тогда Россия получит слишком много возможностей для ограничения полетов польских самолетов) Они на это не пойдут.
 
Свежее от МАК: