Как доставить в Польшу самолет президента Качиньского? Это технический вопрос, не политический. Неизвестна дата, но уже ясно, что операция будет тяжелой.
Группа специалистов разрабатывает маршрут транспортировки обломков из Смоленска. Они измеряют ширину трасс, высоту дорожных развязок, тоннелей и мостов. О подготовке последней дороги президентского Ту-154М - Дариуш Просецкий.
Это будет одна из сложнейших логистических операций для польских военных. То, что вы видите на этих кадрах, - лишь часть обломков самолета, которые надо будет перевезти. Помимо них есть тысячи элементов поменьше.
Официального решения российской стороны о выдаче обломков еще нет, а военные специалисты по перевозке грузов уже приступили к работам. Они оценивают все возможности и любые сценарии доставки самолета в Польшу.
МАРЕК ХМЕЛЬ, Инспекторат поддержки Вооруженных Сил Польши: Нам дали приказ подготовить только транспортировку по автомобильной дороге до Польши.
Со вчерашнего дня специалисты этого подразделения прокладывают маршрут из Смоленска. Они проверяют, можно ли по выбранной автотрассе провезти обломки. Начало - аэродром «Северный», через Беларусь, мимо Минска - в Польшу, до Миньск-Мазовецкого. Всего 831 километр. В легковом автомобиле это расстояние можно преодолеть примерно за 10 часов 20 минут.
Но в данном случае все займет намного больше времени. Некоторые эксперты полагают, что до нескольких дней.
ТОМАШ БЯЛОШЕВСКИЙ, публицист, специализирующийся на авиационной тематике: Необходимо учесть скорость. Она невелика при перевозке крупногабаритныхз грузов. Надо учесть время, проводимое водителями за рулем, время на отдых, место для остановки и отдыха.
ЖУРНАЛИСТ: И везти будут не одним грузовиком?
ТОМАШН БЯЛОШЕВСКИЙ: Далеко не одним. Перевозить придется очень много обломков.
Деталей для транспортировки действительно очень много. А крупнейшие из них достигают в длину 11-13 метров, а в ширину - 5-7 метров. Все вместе весят около 50 тонн. Поэтому перевозка требует столь скрупулезной подготовки.
Эксперты должны измерить ширину дороги на протяжении всего маршрута. Как показывает опыт, многое необходимо на пути демонтировать. Вот очередное препятствие во время перевозки Як-40 через Варшаву.
Специалисты замеряют ширину и высоту всех тоннелей по маршруту. Если не соответствует проход параметрам, то необходимо искать объездную дорогу. То же в случае с линиями электропередачи. Проверяется, можно ли регулировать их по высоте.
РОБЕРТ ЧАЙКА, представитель транспортной компании: Это очень важная процедура, чтобы выяснить, какие могут возникнуть сложности на пути следования: тоннели, мосты или расположенные низко ветви деревьев.
Эксперты утверждают, что безопаснее всего везти наземным транспортом. Но из источников в министерстве обороны Польши известно, что там рассматривают и возможность доставки по железной дороге или грузовым самолетом. Если перевозить по воздуху, то с помощью Ан-124. А это повысит стоимость операции. Все обломки придется надежно упаковать.
БАРТОШ ГЛОВАЦКИЙ, эксперт в сфере авиации: Это необходимо, чтобы обеспечить сохранность элементов во время взлета, рейса и посадки и чтобы с ними можно было в последующем проводить экспертизы.
На аэродроме в Миньск-Мазовецком уже готов ангар, где будут исследовать обломки. Следователи надеются, что самолет доставят в этом году. Сроки зависят только от российской стороны.
http://inotv.rt.com/2013-01-11/Polskij-bort-nomer-odin-gotovyat