Пока что, ИМХО, никто никому доказательной базы своего мнения не привел, несмотря на наличие ссылок о правилах полетов в государственной авиации или на АИП России, разработанного с участием и Российских правил полетов, и международных правил.
И ничего удивительного в этом нет. Потому что любая "нарезка" из документов, действовавших на момент события, однозначно не регулировала такой перелет.
Каждый нормативный документ касался тех, кто принадлежал соответствующему ведомству. И реализовывал тот порядок выполнения полетов, который имел свою специфику работы и своих организаторов, имеющих каждый свои интересы (и свои законы). Но единого для обоих сторон документа/соглашения с проработанными процедурами и особенностями взаимодействия с различными ведомствами, обеспечивающими полет и посадку - НЕ БЫЛО. Поэтому никто его здесь и не привел. Возможно, существовал какой-то черновик, который надеялись доработать и согласовать обеими сторонами, но, судя по развитию событий, его так и не создали. Все силы и энергия были направлены на реализацию политических аспектов визита и последствиям их итогов для проведения президентом Польши своей внешней политики. Соответственно и ответом на нее российской стороной.
Таким образом, исполнители по обе стороны этого происшествия не могли опираться на единый документ и действовать в соответствии с определенными таким документом обязанностями. Это породило массу неудобств и до катастрофы, и после нее, поскольку при расследовании оценивать исполнение документа, объединяющего правила разных ведомств и государств, если его нет - невозможно.
Вот отсутствие приказа о назначении полковника тут узрели, а отсутствие процедур взаимодействия между всеми ведомствами, что куда как критичнее, почему-то отодвигается на задний план, как несущественное. В итоге каждый участник в отсутствие согласованных сторонами технологий работы, или хотя бы оговорки, что каждый придерживается своих документов, действовал так, как действовал. Из каких соображений, на что ориентировался в такие моменты, когда все пошло на самотек... Управлению с земли, будь он хоть ведомственно идеален, полет больше не поддавался. Он вышел за рамки здравого смысла.
Ну не мог же диспетчер с криком "горизонт" бежать впереди самолета и рубить на его пути березы...
Протасюк в статусе второго пилота лично познакомился с реакцией президента во время отказа командира лететь в Тбилиси, в зону военного конфликта.
Фантазировать о последствиях ухода на запасной ему было не надо. Он знал, что это будет концом его летной карьеры. Ведь для президента это станет вторым случаем неисполнения его воли. И искать слова, напрямую подтверждающие давление на пилота на записях в кабине смысла нет. Одного намека директора Казана: "Значит у нас проблема", хватило, чтобы сработал триггер о необходимости посадки. Любой ценой. Протасюк очень надеялся, что цена окажется приемлемой...
1. Федеральные авиационные правила производства полетов
государственной авиации (далее именуются - Правила) разработаны в
соответствии с действующим воздушным законодательством Российской
Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими
деятельность федеральных органов исполнительной власти и
организаций, имеющих подразделения государственной авиации, и
определяют порядок производства полетов государственной авиации
Российской Федерации (далее именуется - государственная авиация).
Польскому 101 эти правила порядок производства полетов не определяют.
78. ...
Для приема и выпуска перелетающих одиночных воздушных судов на
аэродромах, обслуживаемых авиационными комендатурами, назначается
ГРП в составе:
руководитель полетами на аэродроме;
руководитель зоны посадки.
С учетом адресности документа
(для государственной авиации) одиночные международные перелеты, если они не выполняются самолетами государственной авиации РФ, нельзя рассматривать, как требующие именно такой ГРП или любой другой.
АИП России GEN 1.6 КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВИЛ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СОГЛАШЕНИЙ.
GEN 1.6.1 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ.
...
2.1. При международных полетах иностранных воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации действуют общие положения, регулирующие полеты и эксплуатацию воздушных судов, с изменениями и дополнениями, указанными в Воздушном Кодексе, правилах полетов иностранных воздушных судов, издаваемых компетентными органами и публикуемых в настоящем AIP, Дополнениях к AIP, Циркулярах (AIC) и NOTAM.
Отличия от Приложения 6 ИКАО.
6. ПРИЛОЖЕНИЕ 6. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ.
9.4.3.3 Командиры воздушных судов допускаются к полетам по трассе без провозки (за исключением горных аэродромов, указанных в перечне гражданских аэродромов, на которые провозка обязательна). Провозка по международной воздушной трассе обязательна. Сроки повторной провозки не определены (при перерыве).
В качестве КВС Протасюк провозки не имел.
Рассуждать о чьих-либо нарушениях, опираясь на якобы неисполнение ими своих руководящих документов, забывая, что в рамках организации данного полета этих документов не было или их качество не позволяло их использовать должным образом, вряд ли приведет к пониманию необходимости правильного подхода к тому, как надо действовать в очередной раз.
И тогда, увы, возможно придется открывать ветку с новым названием.
А эта, со своей псевдосенсационностью, себя уже изжила. ИМХО.