Расследование завершено Катастрофа самолета Ту-154M б/н 101 ВВС Польши в Смоленской области 10.04.2010

Fritz, ak630, ошиблись веткой?

Не совсем. Здесь спорят отчасти о том, какая доля вины лежит на диспетчере смоленского АП. Я не спец, к самолётам имею отношение только как сопроматчик Эйрбайс, поэтому своё "авторитетное" мнение по докладу МАК высказывать не могу. Просто по тогдашней (сколько лет то прошло) дисскуссии в немецком инете я понял, что команды автоматики в любом случае имеют приоритет перед командами диспетчера. Или при посадке самолёта иначе?
 
по российским правилам, действующим на тот момент, приоритет имела команда диспетчера. по западыным-приоритет имела автоматика. Поэтому так и получилось.
 
Об этом можно было общаться в этой ветке только до отчета МАК! В отчете МАК написано, что РП не повлиял на обстоятельства катастрофы. Уже идет обсуждения: А правильно ли МАК сделал свои выводы в отношения РП? А это уже можно создавать другую ветку. Уже давно можно понять за последние 30 страниц не нужного текста, что РП все сделал, что мог и должен был сделать! Он не мог ничего приказывать борту 101! Единственное что он мог сделать что бы запретить снижение это бабахнуть пару раз из гранотомета по полосе. Только тогда он мог что то сделать что бы самолет не снижался! А эта уже совсем другая история.
 
Fritz,
 
Всё правильно.
Вина диспетчеров в том, что самолёты оказались на одной высоте. Это бесспорно, так как развод самолётов - прямая обязанность и ответственность диспетчеров.
Вина пилотов - не послушались TCAS. То есть ошибочная рекомендация (по сути фатальная) диспетчера лететь вверх не вменяется ему в вину, поскольку TCAS приказывал лететь вниз. Команда TCAS автоматически нивелирует приказы диспетчера.
Так и под Смоленском, автоматика приказывала прекратить снижение, и, что бы ни говорил диспетчер про глиссаду или про второй круг, не играет никакой роли, если приказы автоматики игноировались пилотами. Поэтому МАК, на мой взгляд, абсольтно прав, отказавшись включать в доклад претензии поляков. Пусть даже смоленский диспетчер наделал кучу ошибок, как уверяют некоторые, к катастрофе это не имеет никакого отношения.
Вот собственно и всё, что хотел сказать. Засим прощаюсь с вами и возвращаюсь к своей роли читателя.
 
Последнее редактирование:
эта система была названа вспомогательной
В англоязычных документах TCAS называлась (и называется) backup системой. То есть аварийной (на случай, когда обычные средства не сработали), а не вспомогательной.

---------- Добавлено в 22:06 ----------

Там наоборот было: диспетчер дал экипажу Ту-154 указание снижаться, а TCAS - набирать высоту. В любом случае - пилоты должны были знать, что нужно было следовать указаниям TCAS (этому их должны были научить на курсах в соответствии с материалами ИКАО), и более того - в РЛЭ был прямой запрет на действия, противоположные указаниям TCAS. Рекомендация диспетчера еще не была фатальной, фатальной ее сделали действия экипажа Ту-154.
 
Мамонт, подскажите, пожалуйста, на каких нормативных документах это утверждение основано?

в Типовых технологиях работы диспетчеров органов обслуживания воздушного движения сказано

5.8. Диспетчер обязан запретить посадку воздушному судну и дать указание экипажу об уходе на второй круг, если:
· в воздушном пространстве на пути снижения воздушного судна имеются препятствия, угрожающие безопасности полета;
· на предпосадочной прямой возникла угроза нарушения безопасного интервала между воздушными суднами;
· от диспетчера СДП не поступил доклад о том, что летная полоса свободна,
· при заходе на посадку по РСП или РСП+ОСП отклонения воздушного судна по курсу и (или) глиссаде на участке предпосадочной прямой между ДПРМ и БПРМ превышают предельно допустимые;
· поверхность ВПП не отвечает требованиям НПП ГА.

Про отсутствие доклада о готовности к посадке там ничего нет. Это пробел в нормативной документации или эта ситуация другим документом регламентируется?
 
refroz,
из НППГА-85:


 
timsz, да, самолет пилотировал один пилот, используя штурмана как говорящий высотомер (наряду с TAWS). Возможно, в стрессовой ситуации он летел как привык на TS-11.