Расследование завершено Катастрофа вертолета Ми-8Т RA-24744 в Камчатском крае 12.08.2021

К этому надо прибавить время на доклад БМ. Прибор показал 10 - это надо сначала осознать, а потом произнести, что в сумме тоже пару секунд займет. Т.е. уже -3 метра высоты от этих 10. До воды остается меньше 5 секунд при условии, что РВ показал эти 10 м без собственной задержки и с точностью до сантиметра.
Я исходил из того, что КВС увидел воду.

Если учитывать доклад БМ, то тут еще может быть умышленно вносимая погрешность - скажем БМ может диктовать высоты меньше чем на самом деле, понимая что за время прочел-понял-озвучил высота окажется меньше. А может и наоборот подтупливать и выдавать "вчерашний день".
 
Реклама
Я исходил из того, что КВС увидел воду.

Если учитывать доклад БМ, то тут еще может быть умышленно вносимая погрешность - скажем БМ может диктовать высоты меньше чем на самом деле, понимая что за время прочел-понял-озвучил высота окажется меньше. А может и наоборот подтупливать и выдавать "вчерашний день".
все проще - что видит, то и говорит.
 
А может и наоборот подтупливать и выдавать "вчерашний день".
Легко. В стрессовой ситуации, когда опасность приближается, может наступить некая заторможенность. Не даром говорят, вспомнил всю прошедшую жизнь. А это отнимает мыслительные ресурсы и тормозит осознанные действия. Рефлекторные мышечные действия при этом могут быть даже несколько быстрее. БМ не мог не чувствовать, что скоро будет бульк. И это его смущало, надо полагать.
все проще - что видит, то и говорит.
Это надо иметь стальные нервы. Поэтому вряд ли.
 
К этому надо прибавить время на доклад БМ. Прибор показал 10 - это надо сначала осознать, а потом произнести, что в сумме тоже пару секунд займет. Т.е. уже -3 метра высоты от этих 10. До воды остается меньше 5 секунд при условии, что РВ показал эти 10 м без собственной задержки и с точностью до сантиметра.
Вы пилотировали тоже по докладом? Именно пилотировали! Может БИ будет рассказывать крен/тангаж/скорость/курс и т.д., а пилотирующий только ручки дергать?
Информация от БИ нужна для общей картинки, когда нужно особое внимание уделить контролю (именно контролю) того или иного параметра. РВ у пилота перед глазами и указатель скорости. То что говорит БИ - хорошо, но ты пилотируешь и это твои приборы, которые знаешь как родные.)
Теперь по секундам. Ещё раз, с поступательной 90 и вертикальной 1,5 вертолёт тзывается моментально на взятие шага для перехода в ГП. В данной ситуации, уж коль решил дурковать ниже 60м, то убирайте свои секунды на подумать и на реакцию. Если у него идея фикс была пока воды не каснется, то тогда конечно можно привлеч и темп речи инженера, и работу слухового аппарата, и проводимые пути в мозгу, и работу нервных окончаний рук и ног(до ног пока дойдёт)...
 
все проще - что видит, то и говорит.
Более того. Видит он непрерывно движущуюся стрелку аналогового индикатора. (А не случайно выскакивающие цифры, которые надо ещё осознать и прочитать).
Следующее слово у него уже висит на языке.

image046.jpg

---
PS Картинку утащил из книжки "Авиационное и радиоэлектронное оборудование вертолета Ми-8Т".
 
Последнее редактирование:
Более того. Видит он непрерывно движущуюся стрелку аналогового индикатора. (А не случайно выскакивающие цифры, которые надо ещё осознать и прочитать).
Следующее слово у него уже висит на языке.

image046.jpg

---
PS Картинку утащил из книжки "Авиационное и радиоэлектронное оборудование вертолета Ми-8Т".
это РВ-3, их давно уже заменили в ремонтах на А-037, на сайте разработчика картинка для варианта 700 м, на Ми-8Т стоит со шкалой до 300 м.
 
Реклама
я то застал РВ-3, но его ещё лет двадцать назад меняли активно в ремонте, шкалы у них по разному выглядят, мне больше нравится А-037...
Да одинаково они выглядят!

Уважаемые товарищи!
  • я, хоть и "в МАИ учился", но не спец по бортовому оборудованию Ми-8 конкретных модификаций;
  • РВ-3 оснащался разными индикаторными блоками; картинку старого индикатора УВ-П1 взял намеренно. Это классика.
Шкала УВ-3 и УВ-3М - существенное улучшение эрогономики. Ключевые значения высот считываются "боковым зрением" гораздо лучше.
Нанесение цифр на шкале ниже 30м - неактуально. (Без видимости там нечего делать. А если внизу снег/лёд - то неизвестно, до чего дальность этот прибор показывает).
Это целая отдельная наука - проектирование индикаторов. Эргономика + психология + "человеческий фактор" (возможности организма человека).
Если там стоял А-037 - тем хуже. Разработчик индикатора явно кричит: вот кровавая сопля!, ниже 60м не измерять высоту надо, а у..бывать оттуда, если планету не видно!

Ещё. Если у старых индикаторов наиболее опасный диапазон высот (участок 0-30 м) был растянут аж на треть круговой шкалы (стрелка там мчится пугающе!), то у А-037 - всего на 30 градусов. Это - не "высотометр малых высот"!

высотометр А-037 индикатор.jpg

---
ЗЫ Погрешность измерения высоты всех этих высотомеров на малых высотах - порядка 1 м.
 
Последнее редактирование:
Да одинаково они выглядят!
Уважаемые товарищи!
  • я, хоть и "в МАИ учился", но не спец по бортовому оборудованию Ми-8 конкретных модификаций;
  • РВ-3 оснащался разными индикаторными блоками; картинку старого индикатора УВ-П1 взял намеренно. Это классика.
Шкала УВ-3 и УВ-3М - существенное улучшение эрогономики. Ключевые значения высот считываются "боковым зрением" гораздо лучше.
Нанесение цифр на шкале ниже 30м - неактуально. (Без видимости там нечего делать. А если внизу снег/лёд - то неизвестно, до чего дальность этот прибор показывает).
Это целая отдельная наука - проектирование индикаторов. Эргономика + психология + "человеческий фактор" (возможности организма человека).
Если там стоял А-037 - тем хуже. Разработчик индикатора явно кричит: вот кровавая сопля!, ниже 60м не измерять высоту надо, а у..бывать оттуда, если планету не видно!
Посмотреть вложение 790675
---
ЗЫ Погрешность всех этих высотомеров - порядка 1 м.
"Кровавая сопля", это бленкер, а Опасная высота - треугольничек на шкале
 
Всё верно, я и Радист-любитель со своими позывными. Но тема, к сожалению, совсем не о радио, и не о радиовысотомерах, а о катастрофе.....
катастрофу там сами себе организовали, и радиовысотомер тут не при чем.
 
Всё верно, я и Радист-любитель со своими позывными. Но тема, к сожалению, совсем не о радио, и не о радиовысотомерах, а о катастрофе.....
О катастрофе. И о радиовысотомерах.
Дьявол кроется в деталях.
Формальная причина катастрофы очевидна. Столкновение с планетой вследствие потери высоты.
Следовательно, причастна к катастрофе связка "человек-машина", а именно:
  • "оператор высотомера";
  • сам высотомер.
Коллеги вполне разумно выделили для обсуждения одну из важных ветвей - обеспечение КВСа информацией о текущей высоте над подстилающей поверхностью.
  • Исправность прибора. Его точность. Особенности показаний над разным рельефом (горы, снег, лёд над водой, ...)
  • Ошибки оператора. Недоученность. ЧФ ("скорость реакции" - динамическая ошибка считывания и трансляции показаний цифровых и аналоговых индикаторов).

Разобрались же! В пределах одной форумной страницы!
Мой (сугубо технический) вывод. КВС был обеспечен информацией
о высоте (и тенденции её изменения) согласно показаниям радиовысотомера практически в реальном времени. Погрешность +/-0,5 сек.
 
Последнее редактирование:
Реклама
О катастрофе. И о радиовысотомерах.
Дьявол кроется в деталях.
Формальная причина катастрофы очевидна. Столкновение с планетой вследствие потери высоты.
Следовательно, причастна к катастрофе связка "человек-машина", а именно:
  • "оператор высотомера";
  • сам высотомер.
Коллеги вполне разумно выделили для обсуждения одну из важных ветвей - обеспечение КВСа информацией о текущей высоте над подстилающей поверхностью.
  • Исправность прибора. Его точность. Особенности показаний над разным рельефом (горы, снег, лёд над водой, ...)
  • Ошибки оператора. Недоученность. ЧФ ("скорость реакции" - динамическая ошибка считывания и трансляции показаний цифровых и аналоговых индикаторов).

Разобрались. В пределах одной форумной страницы!
Мой (сугубо технический) вывод. КВС был обеспечен информацией
о высоте (и тенденции её изменения) согласно показаниям радиовысотомера практически в реальном времени. Погрешность +/-0,5 сек.
все проще и хуже. КВС не должен был снижаться ниже какой-то там высоты. И эта высота совсем не 10 метров. +/- что-то там значение не имеет.
 
Назад