Предлагаю взять в качестве примера Cessna 408 SkyCourier.
Он конечно чуток побольше Байкала - двухмоторный и 19-местный (скорее аналог будущего Освея), но примерно тот же класс, да и по времени создания почти ровесники. И тоже имели место задержки и переносы сроков (на год, как минимум). Итак.
Старт программы (подписание контракта) - ноябрь 2017
Первый полет - май 2020 (+2 года 6 мес. от старта программы; первоначально первый полет обещали в 2019 году)
Сертификация - март 2022 (+4 года 4 мес. от старта,
1 год 10 мес. от первого полета)
Первая поставка грузового варианта - май 2022 (+4 года 6 мес. от старта, 2 года от первого полета)
Первая поставка пасс.варианта - апрель 2023 (+5 лет 5 мес. от старта, 2 года 11 мес. от первого полета прототипа в грузовом варианте)
В сертификации участвовало
3 летных экземпляра. Облет второго опытного - август 2020 (
через 3 месяца после первого), облет третьего опытного - сентябрь 2020 (
еще через 1,5 месяца). Налет на испытаниях на момент сертификации -
2100 часов.
Теперь Байкал.
Старт программы (подписание контракта) - сентябрь 2019
Первый полет - январь 2022 (+2 года 4 мес. от старта программы; первоначально первый полет обещали в 2021 году)
Как видим,
взлетел даже на 2 месяца раньше (от момента старта программы), чем Цессна.
Но дальше... На сегодня от старта программы прошло 4 года 10 мес. и с первого полета - 2 года 6 мес.
Какой фактический налет на данный момент, через 2,5 года после первого полета? Ув.
лапшин не говорит, но с учетом того, что до сих пор летает только один опытный экземпляр, то если не на порядок, то явно многократно меньший, чем у Цессны через неполные 2 года (на момент сертификации) после первого полета ее прототипа.
На одном много не налетаешь. Почему до сих пор не построен второй летный экземпляр? (на момент презентации Байкала в феврале 2022 года в Крокусе второй летный был обещан к апрелю 2023 года, раньше говорили про 2022-й). Недавнее (июльское)
фото в официальном аккаунте УЗГА в ВК свидетельствует, что он пока существует только в виде фюзеляжа.
Недостаточно финансирования? Или в чем причина? С двигателем, как говорилось, проблем на данном этапе нет (есть задел). Идет процесс импортозамещения (в части оборудования)? Вероятно. Но что мешало поднять его в прежнем облике, чтобы "помочь" первой машине отлетать значительную часть программы как "летательному аппарату"? А потом уж досертифицировать через ОГИ все эти импортозамещенные курсовертикали, резервные приборы и что там еще нужно импортозаместить, кроме движка. Вот этого не могу понять.
Почему второй Скайкурьер взлетел через 3 месяца после первого, а еще через полтора месяца летал и третий, а у нас 2,5 года прошло, а второй летный еще только в виде фюзеляжа? Второй МС-21 взлетел через год после первого. Второй Суперджет - через 7 месяцев после первого. Да, самолеты совершенно другого класса, несоизмеримо более сложные, но тем не менее...