Заслуженный военный летчик России Владимир Попов уверен, что портфель заказов у Иркутского авиазавода сейчас большой и в первую очередь — за счет боевых самолетов, которые требуются в связи со спецоперацией на Украине. Но и гражданская авиация тоже сейчас наращивает объемы производства, так как России нужны свои лайнеры.
— Следующий год должен быть знаковым. Хотим мы или нет, рано или поздно у нас будут выпущены несколько первых самолетов МС-21. Вы и сами видели: фюзеляжи стоят, крылья уже привезли с Ульяновского авиазавода. На то, чтобы собрать это всё, времени нужно не очень много, за год можно успеть легко. Дело в другом. Сейчас идут испытания отдельных систем, получение сертификатов, этот процесс может затянуться, — уверен Владимир Попов.
Владимир Попов считает, что поставки первых самолетов МС-21 будут иметь принципиальное значение для нового главы Минпромторга России Антона Алиханова, который пришел на смену Денису Мантурову. Ведомство курирует производство МС-21, и новому министру важно не ударить в грязь лицом.
— Мантуров, хоть и с повышением, но ушел из Минпромторга. Ему на смену назначен новый человек, которому важно доказать свою работоспособность и профпригодность. Помимо прочего, именно МС-21 будет являться таким доказательством. Первые шесть машин в принципе этой осенью или зимой уже должны будут начать летать, то есть заводские испытания после сборки вот-вот начнутся. Это логично и правильно. Но вот выпустить десяток или тем более 20 самолетов в следующем году не получится однозначно, — поделился мнением Владимир Попов.
По оценкам эксперта, предел 2025 года — шесть или максимум восемь лайнеров.
— 2025 год должен охарактеризоваться тем, что мы все-таки выдадим на-гора первые самолеты и любой ценой передадим их авиакомпаниям. Думаю, не какой-то одной, не «Аэрофлоту» или «ЮТэйру», а сразу нескольким, чтобы они смогли на них полетать, опробовать и посмотреть, какую экономику они покажут в работе. Одно дело — расчеты, это моделирование. Другое дело — практика, — рассуждает собеседник.
Кроме того, по мнению Попова, у отечественной авиаотрасли в целом и у МС-21 в частности есть проблема с кадрами.
Собеседник говорит, что к выпуску 36 самолетов МС-21 в год, то есть примерно одного самолета в неделю, Иркутский авиазавод будет готов примерно через 10 лет. На то есть объективные причины — спецоперация и потребность нашего государства в боевых самолетах.
— Думаю, что СВО не закончится завтра. Скорее всего, она не закончится в ближайший год, а если Запад продолжит помогать Украине, то конфликт может затянуться на 10 лет, как это было в Афганистане или на Северном Кавказе. Поэтому, хотим мы того или нет, но давление на экономику продолжится, а еще мы будем в первую очередь выпускать самолеты Як-130 или Су-30 и только потом — гражданские лайнеры, — уверяет Владимир Попов.
— МС-21 — это обезличенный самолет. Его надо было назвать Як-142 или 242. Ведь этот самолет сделан на базе конструкции, придуманной Яковлевым. А эта фамилия известна во всём мире. По долгу службы я часто бывал за границей, в США, Канаде, на Аляске, много где еще. Там с уважением относятся к Илюшину, Туполеву, Яковлеву, Антонову. Эти фамилии там на слуху, сконструированные ими самолеты там знают все, даже наши заклятые друзья-американцы признают, что наши самолеты — очень хорошие. А что такое МС-21? Среднемагистральный самолет XXI века. Это ни о чём не говорящее название, нужно его переименовать, — убежден Владимир Попов.