По случаю первого дня весны расскажу, как мы перегоняли самолёт ТУ-22 нашего 30-го ОДРАП в Калининград на АРЗ, но по погоде нас тогда посадили на запасной в Шауляй. Об этом весёлом перелёте я здесь на ветке уже рассказывал и сейчас повторю рассказ для многочисленных вновь прибывших участников ветки.., ну а тех, кто это уже читал раньше, прошу сильно не бить... Рассказ называется : "Как я хулиганил по просьбе техников", т.к. при вылете из Шауляя, пришлось малость похулиганить...
Как я «хулиганил» по просьбе техников
В феврале 1981 мы перегоняли ТУ-22 из Саки (Крым) в Кёнигсберг (там был ремзавод ТУ-22). Пришли в Калининград, а там снежный заряд... Пару заходов я сделал, РСП командует - "На курсе на глиссаде", - но РП посадку не даёт, т.к. не видит самолёт и отправляет на запасной в Шауляй (как он тогда сказал, "снежный заряд пройдёт или нет - я не знаю, а топливо у тебя кончится это точно"). Я ушёл не споря, логика - железная. Пришли в Шауляй.., - полоса узенькая - 40 метров (для ТУ-22 узковата), да частично по краям занесена снегом... Но ничего, сели нормально... А стояли там тогда отдельная эскадрилья ТУ-126 (русский АВАКС со здоровенной круглой антенной на крыше) и полк МИГ-27-х. На нашем ТУ-22, как известно, стоит бак с СВС (спирто-водяная смесь, ну короче, - водка готовая) на 240 литров..!, Называют её у нас "шлёмка", т.к. после первого самостоятельного вылета наливают прямо в ЗШ (в шлём).., в других частях - "шило". Слили мы канистру этой "шлёмки" и пошли куда? Правильно.., - в столовую, т.к. лётчики говорят: "Сон и питание - основы летания". Пришли в столовую, но.., ужин уже кончился, официантки (литовки Здена, Стефа, их-то мы со штурманом запомнили.., а третью запомнил оператор...) убирают со столов, говорят, что ничего уже нет, всё съели. Ну нет так нет, хлеба нам, конечно, дали, а нам сегодня уже "лететь" только в гостиницу и мы налили по стаканчику "за взятие Шауляя" (такой стандартный тост был у нас при посадке на любой запасной). Смотрим, - официантки - литовки вовсю таращатся на наши три стакана, мы им сигналим - "давайте сюда и несите стаканы"... Реакция - мгновенная, несут со стаканами и тарелку с мясом (есть ещё что-то оказывается). Ну мы по второму за знакомство опрокинули, всем весело, смотрим, из кухни выглядывают три или четыре поварихи, да все - не худые, улыбаются и знаками показывают, что если мы их пригласим, то сопротивляться не будут. Ну мы им тоже машем, давай мол сюда, к нашему "шалашу" (у нас с собой канистра 10л, да в самолёте не меряно, а на заводе - всё равно ОНО исчезнет без нашего участия). Короче, прибегают поварихи и приносят всё, чему положено быть на хорошо накрытом столе: тарелки с горячим, гора мяса, овощи, приправы и т.д... Вобщем, "отметили" мы перелёт, как положено... На другой день, как это ни странно, нам дают "добро" на перелёт в Кёнигсберг (техники на АН-12 уже тоже прибыли), с "трудом" прошли доктора и на аэродром. Запускаем, даю команду "Убрать АПА" (машина аэродромного питания), но... вдруг загвоздка, убрать АПА не могут, т.к из-за большого тока при запуске и неплотного контакта ШР приварился к самолётной РАП (розетка аэродромного питания)... Уж они висели на нём всем тех.экипажем, дёргали, но - оторвать кабель питания - не могут... А самолёт-то "молотит". Говорю стар.теху, Ивану Козырюк, - "отруби или отпили ШР ножовкой, всё равно на ремонт, на заводе сделают". Техники долго бегали к "хозяевам", просили (своего-то инструмента нет - на перегон не надо), наконец принесли ножовку и отпилили... Но, когда я запросил вырулить, то получил от РП ответ: "Ваша заявка на перелёт действует 1 час и он уже вышел (меняется воздушная обстановка и надо воздушную обстановку запрашивать снова, а сейчас - выключайте".!? Вот это положение (на русском языке называется коротко и ясно - "п...ц").., мы на чужом аэродроме, с отрубленным чужим РАПом, торчащим из-под крыла, и инструментов нет... Я был готов уже улететь без разрешения РП, но сознание "воинского долга" остановило.., выключил. Говорю стар.теху - "сливай с БАКА сколько надо, зови технарей хоть с ТУ, хоть с МИГов, но РАП вынуть, разобрать, припаять снова к кабелю АПА, а главное - самолётную РАП привести в готовность, т.к. "добро" на вылет может быть хоть завтра!" На другое утро захожу в каптёрку МИГовских технарей, где расположились для ремонта наши бойцы, мне представляется "картина Репина - не ждали"... Лежат все пьяные и наши и МИГовские, под столом пустая канистра, на столе... готовые к установке на самолёт РАП и ШР, спаянный с кабелем АПА! Просто молодцы! Нашли-таки выход из сложного положения. И какой главный вывод? А такой - БАК с СВС ох как помогает решать любые "проблемы". Погоды мы ждали почти 2 недели (Прибалтика зимой - даёт возможность "расслабиться", особенно в командировке). Тут заканчивается преамбула, а сейчас - амбула. Через 2 недели получаем "добро". На вылет пришли "друзья" наших технарей и с МИГов и с ТУ (с такими "запасами энтого самого" друзья появляются моментально), стоят сбоку, пришли посмотреть, как будет взлетать ТУ-22, они оказывается, не видели. Стартех на запуске говорит мне: "Командир, я им тут расписал, КАК здорово взлетает ТУ-22 (а взлетает он действительно здорово, ТУ22М3 и ТУ-160 - "отдыхают", т.к. взлёт-посадка у них с "прямым крылом"), а они говорят, врёшь ты всё и вот пришли посмотреть, так ты уж покажи "класс", не подведи меня". Ну вот и пришлось показать... Вес-то самолёта маленький, до Кёнигсберга "рукой подать" (по лётным меркам, конечно), какие-то 200 с небольшим вёрст. При взлёте после трогания даю обоим "Полный форсаж", хотя с малым весом взлетают на "Крейсерском" и не поднимаю переднюю стойку до 350 (обычно на 300, но 350 это предел для передних колёс) и придавливаю, не даю оторваться до 450 км.час. (а макс.скор.отрыва - 430 и то для полного веса 92т), затем после отрыва энергично беру штурвал на себя.., да вместе с триммирующим механизмом... Вобщем, "ушёл" вверх ну очень круто... Как потом рассказали технари, "самолёт ушёл в облака "колом вверх" и наши друзья долго стояли поражённые".., это признали даже технари с МИГ-27 (тоже взлетает с "прямым крылом"), - он тоже "отдыхает"... И все сильно "зауважали" нашего стар.теха, как рассказали мне наши техники уже в Кёнигсберге...