Что для пилота удобнее «будильник» или дисплей?
Неожиданно наших участников группы, заинтересовал вопрос: "А что удобнее, "будильники" или дисплеи"?
Я, как человек, отлетавший пол жизни на одной кабине и пол жизни на другой, могу с полной уверенностью сказать, что Аналоговые приборы (будильники) намного удобнее, информативнее и надежнее, чем дисплеи (цифра)!
В чем же секрет и почему у меня такое мнение?
Давайте начнем с того, почему вообще произошел переход с механики на цифру, если "будильники" лучше?
Первое, это оптимизация экипажа. С многочленного "Колхоза" на двучленный состав! (экономия на лицо!) Второе, безусловно очень значительное снижение веса летательного аппарата! (ну естественно, 100500 килограммовых железяк, + тонны проводов, датчиков, крепежа или тонкий стеклянный экран и электронная коробка, размером с кассетный магнитофон 80х годов?) Ну а в остальном... ?
А в остальном не очень удобно. И опять несколько пунктов.
1. Во-первых очень сильно устают глаза. (особенно в ночное время) Здоровья это не добавляет и зоркости тоже.
2. Информативность и читаемость прибора. Вспомните как выглядят часы-хронографы? Кроме самого циферблата со временем (часыё, минуты, секунды) там напихано столько всего, что 99 человек из 100 (из вас), даже не знают значения многих функций этих хронографов! Ну обычный календарь - да. Ну может быть еще функцию "день-ночь". А вот уже функцию сектанта или времени "UTC" (а не дай Бог еще и звездный календарь!) думаю вряд ли кто даже замечал ! Но вернемся к нашим... дисплеям.
Как это не удивительно, но авиация (и самолет в частности), штука очень не точная. Даже размеры самого самолета и то, не постоянны! (на земле +30 и фюзеляж нагрелся, на эшелоне - 50 и самолет остыл. Естественно что все расширяется и сжимается) Так же с весами и скоростями.
" Где-то там, примерно"! Вы никогда не знаете точного веса загрузки борта (пассажиров ведь не взвешивают перед рейсом, а прикидывают их вес примерно!)
Вы никогда не выдержите точно скорость полета плюс/минус 5 и даже плюс/минус 10 км в час в полете (а особенно при заходе на посадку) скорость всегда (даже в самую спокойную погоду!) будет "гулять" . И вот тут-то и начинаются "неприятности" с дисплеями и их показаниями! На дисплеях у вас скорость отображается в цифровых значениях. Например 253 узла, В процессе полета у вас циферки на приборе постоянно меняются: 253, 255, 249.... и т.д. Ваш мозг постоянно это отмечает и фиксирует точные значения. Хорошо ли это? Сначала кажется, что хорошо! Но через некоторое время полета, вы начинаете уставать и ваше внимание начинает притупляться, упускать из виду изменение цифр.плюс ко всему, у вас в одном приборе, собрана целая куча различных указателей! Высота, скорость, курс, вертикальная скорость, пространственное положение.... И все эти показания постоянно мельтешат (хоть немного, но изменяются)! И вы непрерывно должны за этим следить и вне зависимости от своего хотения, фиксировать точные цифры! Это очень утомительно! А как же с "Будильниками" спросите вы?
А вот тут совсем другая история.
Ну во первых у вас не один, а несколько приборов и каждый из них находится хоть и рядом, но все же в другом месте, это вносит разнообразие и совершенно иное распределение внимания! Вы смотрите на указатель скорости, но не отмечаете сколько она точно в км в час или в узлах (не важно!) конкретно! Ваш мозг видит лишь картинку прибора со стрелкой. Скользнув взглядом по циферблату, вы отмечаете не саму скорость, а положение стрелки! Она где-то там, где ей и положено быть на данном этапе полета!
Улавливаете к чему я? Т.е. в аналоговой кабине вы видите перед собой не перегруженный и навороченный хронограф, с кучей различной, а порой и запутанной информации, а несколько отдельных циферблатов, но только с указанием только одного лишь времени! Чтение информации на циферблате всегда приблизительно и скорее привычно, чем точно и с постоянным изменением. Другими словами, пилот видит не сам аналоговый прибор и его показание, а запомненную на нем картинку.
Когда у пилота вырабатывается хороший навык и условный рефлекс, то он видит весь полет комплексно, а не фрагментарно!
Это примерно тоже самое, что опытному музыканту слушать музыку. Если он слышит всю палитру звуков и мотива целиком, то он не делает акцента на каких-то отдельных нотах, а вот если ему показывать только партитуру партий и не включать звук, то он тоже будет понимать, что за музыка написана на нотном стане, но для этого ему придется прочитать каждую ноту отдельно!
Я, как человек, отлетавший пол жизни на одной кабине и пол жизни на другой, могу с полной уверенностью сказать, что Аналоговые приборы (будильники) намного удобнее, информативнее и надежнее, чем дисплеи (цифра)!
В чем же секрет и почему у меня такое мнение?
Давайте начнем с того, почему вообще произошел переход с механики на цифру, если "будильники" лучше?
Первое, это оптимизация экипажа. С многочленного "Колхоза" на двучленный состав! (экономия на лицо!) Второе, безусловно очень значительное снижение веса летательного аппарата! (ну естественно, 100500 килограммовых железяк, + тонны проводов, датчиков, крепежа или тонкий стеклянный экран и электронная коробка, размером с кассетный магнитофон 80х годов?) Ну а в остальном... ?
А в остальном не очень удобно. И опять несколько пунктов.
1. Во-первых очень сильно устают глаза. (особенно в ночное время) Здоровья это не добавляет и зоркости тоже.
2. Информативность и читаемость прибора. Вспомните как выглядят часы-хронографы? Кроме самого циферблата со временем (часыё, минуты, секунды) там напихано столько всего, что 99 человек из 100 (из вас), даже не знают значения многих функций этих хронографов! Ну обычный календарь - да. Ну может быть еще функцию "день-ночь". А вот уже функцию сектанта или времени "UTC" (а не дай Бог еще и звездный календарь!) думаю вряд ли кто даже замечал ! Но вернемся к нашим... дисплеям.
Как это не удивительно, но авиация (и самолет в частности), штука очень не точная. Даже размеры самого самолета и то, не постоянны! (на земле +30 и фюзеляж нагрелся, на эшелоне - 50 и самолет остыл. Естественно что все расширяется и сжимается) Так же с весами и скоростями.
" Где-то там, примерно"! Вы никогда не знаете точного веса загрузки борта (пассажиров ведь не взвешивают перед рейсом, а прикидывают их вес примерно!)
Вы никогда не выдержите точно скорость полета плюс/минус 5 и даже плюс/минус 10 км в час в полете (а особенно при заходе на посадку) скорость всегда (даже в самую спокойную погоду!) будет "гулять" . И вот тут-то и начинаются "неприятности" с дисплеями и их показаниями! На дисплеях у вас скорость отображается в цифровых значениях. Например 253 узла, В процессе полета у вас циферки на приборе постоянно меняются: 253, 255, 249.... и т.д. Ваш мозг постоянно это отмечает и фиксирует точные значения. Хорошо ли это? Сначала кажется, что хорошо! Но через некоторое время полета, вы начинаете уставать и ваше внимание начинает притупляться, упускать из виду изменение цифр.плюс ко всему, у вас в одном приборе, собрана целая куча различных указателей! Высота, скорость, курс, вертикальная скорость, пространственное положение.... И все эти показания постоянно мельтешат (хоть немного, но изменяются)! И вы непрерывно должны за этим следить и вне зависимости от своего хотения, фиксировать точные цифры! Это очень утомительно! А как же с "Будильниками" спросите вы?
А вот тут совсем другая история.
Ну во первых у вас не один, а несколько приборов и каждый из них находится хоть и рядом, но все же в другом месте, это вносит разнообразие и совершенно иное распределение внимания! Вы смотрите на указатель скорости, но не отмечаете сколько она точно в км в час или в узлах (не важно!) конкретно! Ваш мозг видит лишь картинку прибора со стрелкой. Скользнув взглядом по циферблату, вы отмечаете не саму скорость, а положение стрелки! Она где-то там, где ей и положено быть на данном этапе полета!
Улавливаете к чему я? Т.е. в аналоговой кабине вы видите перед собой не перегруженный и навороченный хронограф, с кучей различной, а порой и запутанной информации, а несколько отдельных циферблатов, но только с указанием только одного лишь времени! Чтение информации на циферблате всегда приблизительно и скорее привычно, чем точно и с постоянным изменением. Другими словами, пилот видит не сам аналоговый прибор и его показание, а запомненную на нем картинку.
Когда у пилота вырабатывается хороший навык и условный рефлекс, то он видит весь полет комплексно, а не фрагментарно!
Это примерно тоже самое, что опытному музыканту слушать музыку. Если он слышит всю палитру звуков и мотива целиком, то он не делает акцента на каких-то отдельных нотах, а вот если ему показывать только партитуру партий и не включать звук, то он тоже будет понимать, что за музыка написана на нотном стане, но для этого ему придется прочитать каждую ноту отдельно!