С прфессиональним праздником-Днем Морской Авиации от души!!!
Follow along with the video below to see how to install our site as a web app on your home screen.
Примечание: This feature may not be available in some browsers.
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ В ПОЛКУ
Ну, вот, мы и распределены по частям после окончания службы в ШМАСе! После муштры на плацу, зубрежки уставов, матчасти, постоянных построений,проверок хотелось хоть относительной свободы и независимости.
Мы с моим другом, Валерой Смирновым, попали на Пристань в дивизион радио-технических средств,что на берегу залива Петра Великого под Владивостоком. Он был молодым специалистом по приводным, я -по курсоглиссадным радиомаякам.
Первый день службы в части был омрачен гибелью экипажа самолета Ту-16. Он вылетел на разведку погоды с полной заправкой. На взлете загорелся правый двигатель.Самолет не набрав скорость и высоту, с правым креном пошел на разворот, задел вершину сопки, "сглисировав" по ней, воткнулся в ее основание ...
Это случилось в ночь нашего приезда в часть,а на утро мы – салаги, были определены в группу поиска экипажа и останков самолета. Задачу на месте нам ставил сам командующий авиации КТОФ Томашевский- искать обломки самолета и докладывать их удаление от места удара о землю.
Картина,которую мы увидели, просто потрясла нас желторотых. Вершина сопки метров 150-200 была сбрита от деревьев на величину размаха крыльев. Посреди этого следа лежал оторванный от тела самолета хвост ТУшки. Тела КОУ и стрелка - радиста были на месте, а вот остальных мужиков - ни командира, ни второго, ни штурмана... -никого! Мне было очень странно, я нашел каблук и ремешок от часов - это не сгорело.Лобовое столкновение с землей и десятки тонн топлива сделали свое дело. Все вокруг пропахло керосином. Поисковая группа разбрелась по сопке, растерянно и удрученно рассматривая обломки на вспаханном пространстве, как будто они искали души летчиков. Не зря говорят,летчики не умирают, они улетают,навсегда...
ОТ ПОДЪЕМА ДО ОТБОЯ
Попав в полковой дивизион РТС мы, бывшие курсачи обрадовались.Ну, а как же, в ШМАСе нас кормили постоянно перловкой, по-нашему прозванной "шрапнелью" за то, что она не претерпевала изменений - что на входе,то и на выходе. А в дивизионе было подсобное хозяйство, командир одобрял действия начпрода. Поэтому несколько свинок и умелые действия повара поддерживали боевой дух воинов. А потом здесь нас было не 1000 человек, а всего лишь 90 по штату, а на самом деле питались в столовой 40-50 бойцов. Скатерти, чистая посуда, жареная картошечка с мяском!!!ну, прямо, чуть ли не дома! ШМАС на этом фоне просто концлагерь.
В дивизионе в ту пору я не чувствовал дедовщины.Старослужащие относились к нам дружественно. Мы, молодежь, видели, как ребята качались на турнике и брусьях.Самый старший из срочной службы был главный старшина, ему стукнуло аж 27 лет,что для срочника, согласитесь, многовато!Но что он делал на турнике!
Он крутил "солнце", переворачивался,подтягивался десятки раз на одной руке.Это был высший пилотаж в гимнастике. Мы смотрели на это, раскрыв рот, и естественно,каждый хотел иметь такие же квадраты на животе и косую сажень в плечах. Поэтому почти все упорно "качались".Авторитет старшины, деда, как мы его называли, был непререкаемый,тем более, что и матчасть он знал, как отче наш.
В ту пору министром обороны был Гречко. И военная доктрина была обрисована нашим начштаба майором Беляковым так:
-Окапываемся! Окапываем технику, копаем щели, запасной командный пункт (ЗКП) и восемь километров кабеля...
Утреннее построение.Беляков:
-Сегодня полетов нет. Налево!Лопату! Капитан Клысь, ты куда?
-У меня мигрень, товарищ майор.
-Что? Мигрень!Работать лень!!! В строй! Всем в строй!
Хорошо, если не было дождя с моросью, а это время как раз в Приморье на побережье "минимум". И нижняя кромка не 150 метров с бородами, а то и сплошные бороды,100% влажность, шагнул за порог как в молоко, весь мокрый.
А тут надо копать и окапываться! Как капнешь землю, то этот кусок глины и летит вместе с лопатой, не оторвешь! По курсу и по глиссаде! Помните, у классика "ах, лето красное, любил бы я тебя,кабы ни комары, мошка да мухи!!!" Похоже,классик тоже копал ЗКП и восьмикилометровую траншею под кабель,чувствуется знание темы.
Сколько километров кабеля было проложено курсоглиссадными операторами радиомаяков и сколько тонн земли налипло на их лопаты одному Богу наверно известно. Писатели назвали бы этот момент, моментом возмужания мужчин. Не знаю на счет мужества, но пальцы, порой, собрать в кулак было нельзя - мозоли мешали. И копали мы так несколько месяцев то кабель, то ЗКП, а то щели по объектам,забывая свою основную военную специальность. Образно говоря, от подъема до отбоя. Потом как-то все стало затихать,то ли запал у министра прошел, то ли американцы перестали угрожать, но начались полеты и земельные работы, к нашему счастью, сошли на нет.
Это так!!! А после, после узнавания их, .... понимаешь, что и ты также не .... 25 - ти лет.а главное смотрю на людей на улице и хочу увидеть старых друзей но смотрю только на молодых...не знаю ведь как они теперь выглядят...помню всех молодыми...
Из тех, с кем пересекался или служил - только Коля Вагулин..собрались морские
авиаторы