Не в тему. Но для новых читателей
ОКБ СУ 15 июля 1983. Уволен по ст.29 п 5 КЗОТ РСФСР в связи с переводом в НПО "МОЛНИЯ" Приказ 531/к от 13.07.83.
Смена роли. Глубоко вниз - от руководителя темы "К" до рядового ведущего инженера, по лётным испытаниям ОК "БУРАН".
НПО "МОЛНИЯ" 10 августа1983. Зачислен по переводу на должность ведущего инженера. Приказ 579 от 09.08.1983.
Психологически, особенно сначала, это было очень тяжело. Надо зарабатывать новый авторитет. Ну, да осилит
дорогу идущий. Кстати и оклад теперь намного ниже. Жаловаться не кому. Знал, на что иду. Первый месяц мне дали на общее
знакомство с ОК "БУРАН". Знакомлюсь. Бегаю по отделам ОКБ. Посещаю институты и заводы смежников. Ведущих инженеров
по ЛИ (лётным испытаниям ) назначат приказом Министра авиационной промышленности СССР. Готовятся на эту роль:
Ведущий инженер Михаил Поспелов - Аэродинамика, устойчивость, управляемость (НПО "МОЛНИЯ"),
Ведущий инженер Александр Даменцев - Система управления автоматическая (включая САУ) и ручная (ЛИК ЭМЗ),
Ведущий инженер Сергей Смирнов - Планер и бортовые системы (кроме системы управления). Кстати, бортовые системы
ОК штатно работают только в автоматическом режиме .
Работы выше горла. Времени не хватает. На сегодня у меня - посещение исследовательского пилотажного стенда ОК "БУРАН".
Пришёл на стенд. Молодые инженеры (так называемые методисты) - Сергей Борисович! Покажите нам, как летают ведущие
инженеры ОКБ СУ? Вообще мог бы "не показывать". Во первых, не моя зона ответственности. Во вторых , ознакомление c
с ситемой управления ОК отложил на последок. Ну, "налёт" на всяких стендах в нашем ОКБ и институте авиационной медицины
у меня был (как моё хобби). Интересно попробовать. Сажусь в кабину. Прошу - Поставьте меня в ключевую точку. Высота 5500
метров скорость по широкой стрелке 550 км/ч. Шасси выпущено. Тормозной щиток на расчётный угол. Двигатели малый газ.
Боковое отклонение ноль. Курс посадочный. Ветер "ноль". Прикидываю в уме - располагаемый запас высоты 5000 метров до
начала первого выравнивания, располагаемое время, на крутой глиссаде, примерно 5000м /50м/сек=100сек. Сложностей не
вижу. На стенде, на Су-15, более или менее спокойно, научился собирать все стрелки в слепом полёте...Ребята включают стенд.
Через остекление вижу небо безоблачное, землю с ориентирами и ВПП. Вижу маркерную точку на ВПП. Моя задача, находясь на
крутой глиссаде, удерживать вектор скорости ОК на маркерной точке. Командую - Готов, включайте режим. Первые четыре- пять секунд - норма. Раздражает разница в показаниях скорости на цифровом табло. Скорость показывают с точность трёх знаков
после запятой, цифры не прерывно меняются. На какую же скорость смотреть. На табло? На широкую стрелку? Вектор скорости
уходит с маркерной точки то выше то ниже. Пошли боковые отклонения. Работаю только ручкой. Ноги нейтрально. Пошли отклонения по скорости. Их должен гасить при штатном спуске второй пилот- меняя угол раскрытия воздушного тормоза.
Несколько попыток - посадки не состоялись. Вылез несколько обескураженный. Таких безобразных отклонений не ожидал.
После изучения системы управления всё понял. Оказывается на БУРАНЕ, система РУЧНОГО управления рулями была сделана специалистами НИИ ЭЛЕКТРОАВТОМАТИКИ примитивно простой. Объясню НА ПАЛЬЦАХ. Вы сбалансировали режим. Собрали
все стрелки, ручка неподвижна. В любой САУ, работающей методом передаточных функций, накапливается методическая погрешность. Т.е. ручка управления начинает работать как кнопка. Отклонение ручки на себя- эквивалент кнопки "УПР ВКЛ".
Отклонение ручки от себя- эквивалент кнопки "УПР ВЫКЛ". Я этого ещё не знал. Взяли на себя и тут же от себя. Здесь нужна особая техника пилотирования. Добавьте к этому малый запас центровки и малый запас по прочности. Поэтому каждый
испытательный полёт аналога был исключительно сложен. От момента взлёта до входа в ключевую точку режим "ручной".
На крутой глиссаде и до касания то "ручной", то "автомат". Не знаю почему, но несколько раз, мне на стенде пришлось выполнять
роль второго пилота. Командир Александр Щукин. Первый раз он оценил мой полёт словами - Сергей Борисович ! Вам за полёт
ставлю твёрдую "единицу". Последняя оценка "удовлетворительно". Налицо рост "мастерства" "второго пилота". Приятно вспомнить.
Раньше я об этом рассказывал. Немножко повторил для вновь пришедших