В середине 90х на замену старой техники у авиапрома страны были самолеты удовлетворяющие тогдашние требования по шуму и расходу топлива. Все что нужно было сделать это освоить серийное производство и поставить на крыло эти сырые самолеты и их сырые двигатели.
Что сейчас имеет российский авиапром для своего существования? (Санкции пока отложим в сторону.)
1. Пассажиропотоки российских авиакомпаний под 100 млн. в год.
2. Вполне развитую аэропортовую инфраструктуру.
3. Финансовые ресурсы на развитие производства и покупку построенных самолетов лизинговыми компаниями.
4. Спрос на лизинг воздушных судов со стороны авиакомпаний.
В общем, вопрос яйца и курицы. Что первично? Авиакомпании и пассажиропотоки, как потребитель? Или производитель, как поставщик?
Проще говоря. В варианте "все сами" более-менее реально было запустить производство Ил-96-300, Ту-204/214/204СМ и Ту-334. В весьма скромных количествах, наверняка меньше, чем в наши АК приходило "иномарок из пустыни". При этом, потребность АК по тем-же ШФДМС не была бы закрыта. Как и никакой замены А319/B735 наш авиапром не предлагал (и не предлагает сейчас). Как нет и аналога ATR-72. Т.е. АК как минимум десятилетие сидели бы на голодном пайке в плане авиатехники, соответственно, цены на авиаперелеты выше, соответственно спрос ниже, соответственно меньше темпы развития аэропортов, турбизнеса, etc...
И тут вопрос - а подошли ли бы мы с таким анамнезом к созданию МС-21?
И вопрос номер два. Что SSJ, что МС-21 созданы в сотрудничестве с зарубежными компаниями. Некоторые российские инженеры и управленцы имеют опыт работы в российских КБ зарубежных производителей. Было бы это все, закрой мы тогда свой рынок?
И вопрос три. В жирные годы авиапром уже получал немалые госинвестиции и госдотации. Появились государственные и квазигосударственные лизинговые компании. Вопрос - где самолеты? Где хотя-бы Ил-114, хотя-бы с импортными двигателями и отечественной авионикой? Вы серьезно считаете, что в дикие 90-е и позолоченные 2000-е с таким качеством управления отраслью были шансы наполнить рынок достаточным числом отечественных самолетов? Это еще абстрагировано от вопросов ППО (которое критиковали, вкусив "другой мир" с иномарками).