Со сдачей в эксплуатацию московского аэровокзального комплекса "Шереметьево-3" екатеринбургскому "Кольцово" будет закрыта перспектива развития прямых международных авиаперевозок в Европу. Как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", борьба за уральского пассажира между двумя аэропортами уже началась.
Стало уже совершенно ясно, что экономический кризис не помешает крупнейшему российскому авиаперевозчику - компании "Аэрофлот" сдать в скором времени в эксплуатацию новый аэровокзальный комплекс "Шереметьево-3". Сроки окончания строительства, начатого в 2005 году, неоднократно переносились. Но, как заверили "РусБизнесНьюс" в пресс-службе "Аэрофлота", первый рейс из нового терминала запланирован на август 2009 года.
Терминал "Шереметьево-3" планируется как крупный пересадочный узел - хаб "Аэрофлота" и его партнеров по альянсу SkyTeam. По сути, "Шереметьево-3" пропускной способностью 12 миллионов пассажиров в год станет первым в России полноценным международным хабом, главными воздушными воротами страны. Реализация этого проекта позволит значительно улучшить качество обслуживания пассажиров, привлечь дополнительные транзитные потоки, что повысит конкурентоспособность "Аэрофлота" и российской авиации в целом.
Но это обстоятельство вряд ли может обрадовать екатеринбургский аэропорт "Кольцово" и авиакомпании, работающие с ним на международном европейском направлении. Развитие "Кольцово" также планируется в рамках международного авиахаба, из которого осуществляются прямые международные рейсы, в том числе (даже, пожалуй, прежде всего) в Европу. Сегодня из Екатеринбурга на регулярной основе самолеты летают без дополнительных посадок в 20 зарубежных городов, в том числе в Прагу, Хельсинки, Вену, Мюнхен, Франкфурт и др.
Активному развитию прямого авиасообщения Екатеринбурга с зарубежной Европой во многом способствуют отвратительные транзитные возможности Москвы. Вплоть до настоящего времени сама пересадка из самолета в самолет в российской столице осуществляется при минимальном наборе сервиса: пассажиры должны самостоятельно перебираться из внутрироссийского аэропорта "Шереметьево-1" в международный аэропорт "Шереметьево-2", находящихся друг от друга на расстоянии пяти километров. При этом часто теряется багаж, пассажиры иногда опаздывают на стыковочный рейс, когда задерживается выполнение первого.
Этими неудобствами можно объяснить тот факт, что "Аэрофлот" пока не в состоянии составить достойную конкуренцию другим авиаперевозчикам "Кольцово" в борьбе за уральского пассажира, вылетающего в Европу. В общем объеме пассажиров "Аэрофлота", летающих рейсом Екатеринбург - Москва - Екатеринбург доля транзитных пассажиров составляет 23% (около 27 тысяч человек за 2008 год - это всего 3,31% от объемов международных авиаперевозок в "Кольцово").
Однако ведущий российский перевозчик упорно отказывается открывать прямые авиарейсы из уральских мегаполисов в европейские столицы. Его представители объясняют это отсутствием стабильно высокого спроса на такие маршруты. Ведь если открывать регулярный международный рейс, нужно летать по нему как минимум один раз в день. Действительно, на Урале пока нет такого количества пассажиров - большинство рейсов из "Кольцово" в Европу выполняется два-три раза в неделю.
Но более серьезная причина кроется именно в скором открытии "Шереметьево-3", терминал которого должен совместить в себе в числе прочего все уральские и сибирские рейсы "Аэрофлота" с маршрутами "Аэрофлота" и его партнеров по альянсу SkyTeam в Европу. Таким образом, образуется множество стыковых рейсов (два рейса в одном), позволяющих перемещаться с Урала в европейские города и обратно по времени и цене примерно равными аналогичным услугам авиаперевозчиков "Кольцово". Благо, что "Аэрофлот" летает из Екатеринбурга в Москву и обратно 4 раза в день и при необходимости частоту может увеличить.
При этом московский сервис, наконец, станет соответствовать международным стандартам. Основные расчетные параметры "Шереметьево-3" должны обеспечить показатель комфортности по стандарту "В" согласно "Руководству ИАТА по проектированию развития аэропортов" на период до 2015 года. Время с момента посадки самолета до выхода пассажира из терминала должно составлять не более 45 минут, регистрация на международные рейсы - не более 2 минут, регистрация на внутренние рейсы - не более 1,5 минут. В "Шереметьево-3" предусмотрена 151 стойка регистрации, в том числе 39 стоек регистрации трансфертных пассажиров и негабаритного багажа, а также 24 стойки саморегистрации пассажиров (CUSS).
В новом терминале установлена автоматизированная система обработки багажа, способная обеспечить обработку 5523 единиц багажа в час. Система включает 5 круговых транспортеров для обслуживания прибывших международными рейсами и 3 таких же транспортера для пассажиров внутренних рейсов. Для ускорения и улучшения процесса обработки багажа, повышения безопасности в новом терминале будет применяться система RFID (Radio Frequency Identification), которая позволит ускорить обработку багажа в среднем на 90%.
Пассажиры и посетители аэровокзала могут воспользоваться как стационарными компьютерами, расположенными в бизнес-центре, так и выйти в глобальную сеть при помощи собственных ноутбуков или иных устройств, оснащенных соответствующими модулями - благодаря современной беспроводной технологии Wi-Fi.
В новом терминале будут находиться 25 магазинов (15 000 квадратных метров) беспошлинной торговли и торговли с уплатой пошлины, предлагающих модную одежду, обувь и аксессуары из последних коллекций ведущих мировых дизайнеров, сувениры, спиртные напитки, сигареты и табачную продукцию, парфюмерию и косметику, аудио-, электро- и фототехнику, дорожные принадлежности, кондитерские изделия, печатные издания, деликатесы и многое другое.
Здесь можно посетить 18 круглосуточно работающих предприятий питания. Но, пожалуй, главным конкурентным преимуществом "Шереметьево-3" в сравнении с прямыми вылетами из "Кольцово" станет возможность выбора любого дня недели для вылета в почти любой мегаполис Европы. Здесь весьма показателен пример с венгерской авиакомпанией Malev, которая осуществляла рейс Екатеринбург - Будапешт 4 раза в неделю. Но с мая 2009 года Malev закрыла этот маршрут, полностью сосредоточившись на ежедневных полетах из Будапешта в Москву. Отметим, что сегодня 49% акций Malev принадлежит Внешэкономбанку, который передал функцию управления авиакомпанией "Аэрофлоту". Поэтому перемещение российской деятельности венгерской авиакомпании в Москву - не просто результат оптимизации перевозок. Это обстоятельство следует рассматривать как первое конкурентное столкновение еще не сданного в эксплуатацию "Шереметьево-3" с "Кольцово".
"Любой альтернативный вариант перевозки так или иначе будет конкурировать с традиционными рейсами в Европу из Екатеринбурга, - прокомментировал "РусБизнесНьюс" складывающуюся ситуацию коммерческий директор аэропорта "Кольцово" Сергей Доценко. - Степень влияния будет зависеть от многих факторов, которые пассажиры учитывают при выборе между беспосадочным перелетом и трансфером через чужой аэропорт. Это и частота полетов - возможность выбрать нужный день, и расписание - длительность ожидания следующего рейса в аэропорту пересадки, и технология трансфера - например, нужно ли будет в транзитном порту получать багаж, и, конечно, стоимость поездки - какую тарифную политику установят авиакомпании".
Как же в этой ситуации екатеринбургскому аэропорту выстраивать стратегию международной деятельности? Безусловно, прямые авиарейсы в Европу сохранят свою актуальность, особенно, с учетом здоровых амбиций базовой авиакомпании "Кольцово" - "Уральские авиалинии". Тем не менее, акцент, скорее всего, будет сделан на развитии маршрутной сети в страны СНГ и Азии. Характерный жест в этом направлении - открытие 5 июля 2009 года "Уральскими авиалиниями" регулярного рейса Екатеринбург - Пекин и планы этой авиакомпании по использованию столицы Китая в качестве транзитного пункта для полетов в Японию и страны Юго-Восточной Азии. Поэтому вероятнее всего, следующим шагом станут регулярные полеты из Екатеринбурга в Токио.
http://www.aviaport.ru/digest/2009/07/07/176405.html