Караганда собирается отобрать авиагрузы у Москвы и Новосибирска
Руководители аэропортов Казахстана утверждают, что в этом году, первом после вступления в силу Таможенного союза, они смогут отобрать часть грузооборота у московского Шереметьево и новосибирского Толмачево. Представитель аэропорта Караганды Эдуарда Канина ожидает, что грузооборот в его аэропорте в 2012 году вырастет с нуля за прошлый год до 1000 тонн.
Заявка претендента
Значительную часть грузов на Трансазиатских и Транссибирских маршрутах в Россию составляют перевозки техники из Китая, Японии и Юго-Восточной Азии, сообщил «Маркеру» Канин. Именно на них рассчитывают аэропорты Кахахстана - Караганды и Алма-Ата. «Аэропорт Астаны не предназначен для приема грузов - это столичный аэропорт, он предназначен для приема пассажиров, в том числе литерных рейсов», - говорит Эдуард Канин.
Сейчас на грузах структуры аэропорта Шереметьево получают выручку около $15 млн в год. Что касается аэропорта Толмачево, их выручка от грузов за 8 месяцев составил около $647 тыс. «Речь идет о двух аэропортах - это в первую очередь Караганда, второе - Алма-Ата. Речь идет и о техстопах, и о коммерческих посадках грузовых воздушных судов», - говорит Канин. По его словам, компании смогут прокладывать свои транспортные линии без залета в Москву. Сейчас аэропорты московского узла обслуживают 83% грузов в России.
Самый уязвимый для казахской атаки - Новосибирск
«Караганда, Астана - это очень серьезные соперники России. В Казахстане нет «пролетных денег», у них дешевле топливо, у них государство не жалеет денег: если они говорят, что они инвестируют в инфраструктуру аэропорта - они реально инвестируют», - рассказала директор службы развития хабов компании AirBridgeCargo Елена Горина. По ее мнению, отток груза будет более вероятным для аэропорта Новосибирска, так как компании, которые сейчас садятся в Москве, не заинтересуются изменением маршрута.
Сложность, которая ждет иностранных перевозчиков, которые захотят растаможивать грузы в Казахстане и везти их в Россию, - это необходимость получить от властей Казахстана специальное разрешение. Однако Казахские власти, очевидно, заинтересованы в выдаче таких разрешений.
Согласятся на смену логистики те, кто может пренебречь временем
Другое препятствие - реалии рынка электронной техники, которая перевозится трансазиатскими и транссибирскими рейсами. «Главное преимущество перевозки по воздуху - срочность. На самолете возят в основном «гаджеты» - телефоны, планшеты, ноутбуки. Спрос на них волнообразный, иногда срочно нужно, например 1000 телефонов. В такой ситуации срочность важнее стоимости доставки», - говорит представитель РАТЭК Антон Гуськов. По его словам, аэропорты Казахстана могут получить грузы, только если низкая стоимость услуг и топлива будет окупать время, потраченное на доставку груза в Россию по земле. Сейчас доставка груза самолетом из Пекина в Москву занимает около 3 дней и стоит 203 рубля за кг, доставка груза на фуре из Казахстана до России - минимум 7-10 дней, но стоит в 2 раза меньше.
Министерство транспорта РФ, предвидя конкуренцию со стороны Казахстана, включило меры по обеспечению конкурентоспособности российских аэропортов в долгосрочную программу развития отрасли. Как рассказала «Маркеру» президент и владелец консалтинговой фирмы «Центра ГА» Рано Джураева, «в настоящее время Минтрансом России реализуется Концепция развития грузовых перевозок в РФ до 2020 года, разработанная при участии Центра ГА, в рамках которой планируется реализация ряда инициатив, направленных на … повышение конкурентоспособности услуг воздушного транспорта РФ. Таким образом, появления таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана не должно привести к сокращению объемов перевозок через аэропорты РФ». По ее мнению, сейчас аэропорт Новосибирска обеспечивает конкурентоспособное предложение по обслуживанию транзитных рейсов, как по качеству и скорости обслуживания, так и по тарифам на аэропортовое и наземное обслуживание, включая стоимость авиационного керосина.
Источник: «Маркер»
Новости ИЛЦ «Аэроград»
06.04.2012