...
"Азимут" – самая молодая пассажирская авиакомпания в России, её флот состоит из одиннадцати самолётов SSJ100 вместимостью 100-103 кресла. Авиакомпания начала полеты в сентябре 2017 г. Специализируется на перевозках между городами России, минуя Москву. Базируется в Ростове-на-Дону и Краснодаре. По 37,5% "Азимута" контролируют председатель совета директоров и совладелец аэропорта "Внуково" Виталий Ванцев и председатель совета директоров авиакомпании Павел Удод, 25% – у правительства Ростовской области.
"Мы выполняем большое количество субсидируемых рейсов по соглашению с Росавиацией и региональными правительствами, – делится секретом успеха Ванцев. – Регионы хотели сохранить маршрутную сеть, поэтому мы продолжили выполнять свои обязательства, почти не сокращали направления, хотя по согласованию с региональными властями снизили частотность".
Также "Азимут" – единственная крупная авиакомпания в России, которая не ставила суда на прикол. В группе "Аэрофлот", например, из 361 лайнера не летают 218, у S7 из 103 самолётов летает 41, причем в среднем раз в сутки вместо пяти.
"Все наши SSJ100 летают, но с меньшей интенсивностью. Если ранее налет каждого судна составлял около 250 часов в месяц, то в апреле снизился до 135 часов, – рассказал Павел Удод. – Упала и загрузка рейсов: с докризисных 86% до 47% в апреле, в мае немного выросла - до 50%".
По данным Росавиации, в среднем по отрасли занятость кресел в апреле составила 38%.
"У нас соглашения о субсидировании рейсов с 18 регионами. Эта программа субсидий стала основным механизмом, который сдержал падение трафика и сдерживает рост цен", – продолжает Удод.
По региональным программам субсидируется не пассажир, а рейс, поэтому субсидированные перелеты авиакомпании сохранили по максимуму несмотря на низкую загрузку, поясняют "Ведомости". Многие регионы ввели для прилетающих из Москвы и Санкт-Петербурга обязательный 14-дневный карантин. Но для пассажиров из других субъектов таких требований почти нигде нет, поэтому спрос на региональные рейсы сократился не так сильно.
"Перевозки, конечно, сейчас убыточны, – признает Виталий Ванцев. – Но субсидии и правильный тип судна позволяют минимизировать потери". Он указывает, что SSJ100 лучше других моделей подходит для региональных перевозок. При использовании самых популярных в России самолетов Boeing 737 или Airbus 320 загрузка колебалась бы в пределах 25-30%. Так как эти суда больше, чем SSJ100.
За счет федеральной субсидии "Азимут" создал в аэропорту Платов склад запчастей, первым стал арендовать двигатели взамен выбывающих из строя. Это позволило авиакомпании все годы работы быть лидером по налету на SSJ100. Плюс для авиакомпаний с парком из российских судов сделано много послаблений: им можно начинать регулярные перевозки, имея только три судна (остальным - минимум восемь, что очень дорого), можно начинать полеты за рубеж, проработав менее трех лет внутри России.
По лизингу SSJ100 субсидируется процентная ставка, а за каждый вновь получаемый самолет можно получить разовую федеральную субсидию в 139 млн руб. Эта сумма равноценна лизинговым платежам за год.
В 2019 г. "Азимут" вышел на безубыточность, и на этот год были большие планы, которые из-за кризиса в отрасли выполнены не будут. Но то, что у "Азимута" почти не было международных и московских рейсов, которые в первую очередь пострадали из-за эпидемии, а также масштабное субсидирование региональных маршрутов позволило сохранить существенную часть трафика авиакомпании.
В условиях, когда пандемия коронавируса жесточайшим кризисом накрыла пассажирские авиаперевозки по всему миру, перевозчики выбирают разные модели поведения,
aviation21.ru