Решение НАСА не использовать капсулу Boeing для возвращения астронавтов усугубляет проблемы компании
24 авг. 2024 г., 12:01
Ассошиэйтед Пресс
Сделанное в субботу заявление NASA о том, что
компания не будет использовать проблемную капсулу Boeing для возвращения двух застрявших астронавтов на Землю, стало еще одной неудачей для испытывающей трудности компании, хотя финансовый ущерб, скорее всего, будет меньше репутационного.
Когда-то Boeing был символом американского инженерного и технологического мастерства, но его репутация пошатнулась после того, как в 2018 и 2019 годах потерпели крушение два самолета 737 Max, в результате чего погибло 346 человек. Безопасность его продукции вновь оказалась под пристальным вниманием после того, как в январе этого года во время полета у Max оторвалась панель.
И теперь НАСА решила, что безопаснее оставить астронавтов в космосе до февраля, чем рисковать, используя капсулу Boeing Starliner, которая доставила их на международную космическую станцию. Капсула страдает от проблем с ее двигательной системой.
Администратор НАСА Билл Нельсон заявил, что решение отправить капсулу Boeing обратно на Землю пустой «является результатом приверженности безопасности». Boeing настаивал на том, что Starliner безопасен, основываясь на недавних испытаниях двигателей как в космосе, так и на земле.
Программа космических капсул составляет ничтожную часть доходов Boeing, но перевозка астронавтов — это высококлассная работа, как и работа Boeing по созданию президентских самолетов Air Force One.
«Все это — еще один черный глаз» для Boeing, сказал аналитик по аэрокосмической отрасли Ричард Абулафия. «Это будет болеть еще немного дольше, но это не то, с чем они не сталкивались раньше».
Boeing потерял более 25 миллиардов долларов с 2018 года, поскольку его авиастроительный бизнес рухнул после этих катастроф. Какое-то время оборонная и космическая стороны компании обеспечивали частичную подушку безопасности, показывая высокую прибыль и стабильный доход до 2021 года.
Однако с 2022 года оборонное и космическое подразделение Boeing также понесло убытки, составившие 6 миллиардов долларов — немного больше, чем самолетостроительное подразделение компании за тот же период.
Результаты были подорваны несколькими контрактами с фиксированной ценой для NASA и Пентагона, включая сделку по строительству новых президентских самолетов Air Force One. Boeing оказался на крючке, поскольку расходы на эти проекты значительно превысили оценки компании.
Только во втором квартале компания зафиксировала убыток в размере 1 миллиарда долларов по государственным контрактам с фиксированной ценой, но проблема не нова.
«У нас есть пара программ развития с фиксированной ценой, которые мы должны просто закончить и никогда больше их не делать», — сказал в прошлом году тогдашний генеральный директор Дэвид Кэлхун. «Никогда больше их не делать».
В 2014 году NASA заключило с Boeing контракт с фиксированной ценой на сумму 4,2 млрд долларов на создание корабля для доставки астронавтов на Международную космическую станцию после завершения программы космических шаттлов, а также заключило контракт на сумму 2,6 млрд долларов со SpaceX.
Фаворитом считалась компания Boeing, которая более века занимается строительством самолетов и десятилетиями была подрядчиком NASA. Но Starliner столкнулся с техническими проблемами, из-за которых пришлось отменить несколько испытательных запусков, отстать от графика и превысить бюджет. Победителем гонки за право доставки астронавтов на МКС стала SpaceX, что она и сделала в 2020 году.
Boeing наконец-то был готов перевозить астронавтов в этом году, и Бутч Уилмор и Суни Уильямс стартовали на борту Starliner в начале июня, чтобы провести в космосе 8 дней. Но отказы двигателей и утечки гелия заставили NASA оставить корабль на космической станции, пока инженеры обсуждали, как вернуть их на Землю.
Компания заявила в регулирующем документе, что последняя заминка со Starliner привела к убыткам в размере 125 миллионов долларов по состоянию на 30 июня, что привело к увеличению совокупного перерасхода средств по программе до более чем 1,5 миллиарда долларов. «Сохраняется риск того, что мы можем зафиксировать дополнительные убытки в будущих периодах», — заявила Boeing.
Абулафия заявил, что влияние Starliner на бизнес и финансы Boeing будет скромным — «на самом деле не кардинальным». Даже многолетний контракт с NASA на сумму 4,2 млрд долларов — это относительно небольшая часть дохода для Boeing, которая в прошлом году сообщила о продажах на сумму 78 млрд долларов.
И Абулафия считает, что Boeing теперь, когда у него новое руководство, получит льготный период с такими клиентами, как правительство, что снизит риск потери крупных контрактов. Администратор NASA Нельсон заявил в субботу, что он «на 100%» уверен, что Starliner снова полетит с экипажем.
Роберт «Келли» Ортберг сменил Кэлхауна на посту генерального директора в этом месяце. В отличие от недавних руководителей компании, Ортберг — который ранее возглавлял производителя аэрокосмической техники Rockwell Collins, где он заслужил репутацию человека, который ходил среди рабочих на заводах и налаживал связи с авиакомпаниями и государственными заказчиками.
«Они переходят от, возможно, худшего руководства к одному из лучших», — сказал Абулафия. «Учитывая происходящую смену режима, я думаю, люди дадут им некоторую поблажку».
Оборонный отдел Boeing недавно выиграл несколько крупных контрактов. Он собирается поставлять вертолеты Apache иностранным правительствам, продавать 50 истребителей F-15 Израилю в качестве основной части сделки на 20 миллиардов долларов и строить прототипы самолетов-разведчиков для ВВС по контракту на 2,56 миллиарда долларов.
«Это сильные попутные ветры, но потребуется некоторое время, прежде чем они (оборонный и космический бизнес Boeing) снова станут прибыльными», — сказал Абулафия.
NASA says it won't use Boeing's Starliner capsule to bring two stranded astronauts back to Earth.