Высшие менеджеры Boeing поставили перед собой вполне конкретные цели - запустить в конце текущего года проект модернизации самолетов семейства 777, которое получит новый индекс - 777X. Согласно оценкам самой компании, эти лайнеры станут самыми эффективными самолетами в истории гражданской авиации.
По замыслам специалистов компании, окончательная конфигурация будущих самолетов должна быть утверждена в 2015 г., тогда как первый полет нового лайнера должен состояться в конце 2017 - начале 2018 гг., а запуск в эксплуатацию запланирован на 2019 г. В конце 2012 г. руководство Boeing Commercial Airplanes должно представить проект 777X на рассмотрение совету директоров концерна, в компетенции которого находится право утверждения данного проекта.
По информации осведомленных источников, Boeing рассматривала детали будущего проекта на протяжении последнего года, при этом сама работа над проектом значительно продвинулась вперед, пока внимание мировой общественности было приковано к программам ремоторизации Airbus A320neo и Boeing 737 MAX. В частности, отмечается, что Boeing уже подходит к завершению первого этапа испытаний масштабных моделей в аэродинамической трубе.
По оценкам аналитиков, у семейства самолетов 777 есть все шансы превысить отметку по поставкам в 2000 единиц, учитывая высокую популярность авиалайнеров среди авиакомпаний. Заказы на эти самолеты продолжают поступать, к тому же Boeing накопила солидный портфель заказов по этой модели. Если лайнеры 777X будут столь же эффективными, то Boeing вполне может занять лидирующие позиции в сегменте широкофюзеляжных самолетов.
Для увеличения объема продаж Boeing неустанно работала над модернизацией своих широкофюзеляжных самолетов. В частности, лайнеры получили новые двигатели GE90, а само семейство пополнилось грузовой моделью.
Судя по всему, в Boeing намерены увеличить длину фюзеляжа самолетов 777-200ER и 777-300ER, в результате чего появятся две новых модели с вместимостью 353 и 407 чел. в трехклассовой конфигурации, которые получат обозначение 777-8X и 777-9X соответственно. Выпуск на рынок обновленных лайнеров 777X позволит Boeing заполнить промежуток в сегменте широкофюзеляжных самолетов между моделями 787 Dreamliner и 747-8. Что касается эффективности обновленного семейства 777X, то как отмечают осведомленные источники, удельный расход топлива на одно пассажиро-место лайнера 777-9X будет ниже на 21%, а эксплуатационные затраты будут снижены на 16% по сравнению с самолетами 777-300ER. По мнению экспертов, таким значительным увеличением эффективности, как правило, обладают самолеты, проектируемые с чистого листа, но если прогнозируемые показатели действительно будут воплощены в жизнь, то лайнеры 777X могут стать самыми эффективными в истории компании, и скорее всего, по своим характеристикам даже превзойдут самолеты Dreamliner.
Лидером обновленного семейства, вероятно, станет модель 777-9X с удлиненным на четыре секции фюзеляжем лайнера 777-300ER (76,4 м). Скорее всего, новый самолет получит двигатели GE9X с тягой 440 кН, а его максимальный взлетный вес (MTOW) будет равен 344 т. Модель 777-8X будет меньше по своим размерам и получит удлиненный на 10 секций фюзеляж от лайнера 777-200LR (69,5 м). Самолет также будет оснащен двигателями GE9X, но с тягой 390 кН, а его взлетная масса MTOW будет равна 315 т. По мнению экспертов, модель 777-8X станет прямым конкурентом самолетов Airbus A350-900. Возможно также появление третьей модели в этом семействе, которая получит обозначение 777-8LX и будет обладать увеличенной дальностью полета (до 17100 км). Такой самолет со сниженным расходом топлива вполне мог бы сделать экономически оправданными беспосадочные перелеты между Лондоном и Сиднеем.
Boeing намерена в максимальной степени унифицировать оборудование лайнеров 777 и 777X. По словам осведомленных источников, системы лайнеров 777X будут иметь 60-процентную общность с самолетами предыдущего семейства. В то же время на панели приборов пилотов появятся новые мониторы с диагональю 38 см, аналогичные тем, что установлены на самолетах 787 Dreamliner.
Ведущие аналитики уверены в том, что новые лайнеры 777X будут эффективнее самолетов Airbus A350-1000 и при этом будут превосходить их по размерам. Как следует из слов Джима Албау, президента Boeing Commercial Airplanes, именно такую цель поставило перед собой руководство американского концерна, когда решилось на запуск новой программы.
В целом же, руководство американского концерна с высокой оценкой высказывается в адрес проекта 777X и 787. Что касается самолетов Dreamliner, то Boeing продолжает работать над модернизацией производственного процесса, чтобы обеспечить увеличение темпов выпуска этих самолетов. В частности, компания придерживается поставленной перед собой цели - выйти на уровень производства 10 самолетов 787-й серии до конца 2013 г. Уже осенью этого года темп выпуска лайнеров 787 должен быть доведен до 5 самолетов в месяц. Определенные надежды Boeing связаны с заводом компании, расположенным в Южной Каролине, где в ближайшее время будут готовы первые самолеты этого семейства. В частности, один из них в июне текущего года должен быть поставлен авиакомпании Air India. А в целом, в 2012 г. Boeing должна поставить своим клиентам от 70 до 85 самолетов 787 и 747-8, причем, как говорит Дж.Албау, на долю лайнеров 787-й серии придется примерно половина всех поставок.
Некоторые эксперты считают планы Boeing слишком оптимистичными и сомневаются в том, что американский авиаконцерн сможет выйти на запланированный уровень выпуска 10 самолетов в месяц, однако Дж.Албау отметил, что в настоящее время при определенных модернизациях компания может выпускать до 17 воздушных судов 787-й серии ежемесячно. Единственной серьезной проблемой остаются основные поставщики Boeing, которые имеют ограничения по расширению своего производства без дополнительных инвестиций. Так, например, отмечается, что производственные мощности компании Spirit AeroSystems ограничены выпуском 13 носовых секций фюзеляжа в месяц. Для расширения производства фирма нуждается в дополнительных капиталовложениях. Ограничения есть и в компании Boeing, особенно с производством секций фюзеляжа в Южной Каролине. Дж.Албау даже отметил, что поставщики находятся в более лучшем положении по сравнению с самой компанией Boeing, добавив, что завод в Южной Каролине постепенно набирает обороты, и в скором времени, выйдет на планируемый производственный уровень.
Руководство концерна также приняло решение о начале производства горизонтальных стабилизаторов для самолетов 787-9 в Солт-Лейк-Сити (Юта, США), тогда как часть этих элементов по-прежнему будет поставлять фирма Alenia Aeronautica. В настоящее время в Солт-Лейк-Сити изготавливаются вертикальные стабилизаторы для лайнеров 787-8 наряду с заводом во Фредериксоне (Вашингтон, США). Производство же горизонтальных стабилизаторов в Юте должно начаться уже с 2013 г.
На первом этапе горизонтальные стабилизаторы для самолетов 787-9 будут производиться на заводе Seattle Advanced Developmental Composites. Первая поставка готового стабилизатора с этого завода ожидается в IV квартале 2012 г. В то же время отмечается, что Alenia Aeronautica в ближайшее время будет единственным поставщиком горизонтальных стабилизаторов для модели 787-8. Напомним, что именно продукция этой итальянской фирмы в свое время стала причиной одной из задержек развития программы 787.
Обзор подготовлен по материалам Aviation Week, Flightglobal, Puget Sound, Reuters и Wall Street Journal.
Aviaport