ВВС Пакистана получили 26 двухместных истребителей JF-17B
bmpdJanuary 2nd, 3:54
30 декабря 2020 года на пакистанском авиастроительном предприятии Pakistan Aeronautical Complex (РАС) в Камра в присутствии начальника штаба (командующего) военно-воздушных сил Пакистана главного маршала авиации Муджахида Анвар Хана состоялась
церемония передачи ВВС Пакистана 14 построенных там двухместных учебно-боевых истребителей JF-17B, ознаменовавшая завершение контракта на поставку 26 двухместных JF-17B. Одновременно состоялась церемония начала серийного производства на РАС для ВВС Пакистана новой модификации одноместного истребителя JF-17 Thunder Block III.
Напомним, что ВВС Пакистана
заказали суммарно поставку 26 учебно-боевых истребителей JF-17B, являющихся двухместным вариантом истребителя совместного пакистано-китайского производства JF-17 (FC-1) Thunder. Самолеты JF-17B относятся к серии Block II.
Первые 12 самолетов JF-17B по данному контракту были поставлены ВВС Пакистана в феврале 2020 года. При этом четыре из них (пакистанские бортовые номера 17-601 и 19-602, 19-603 и 19-604) были изготовлены на предприятии китайской авиастроительной компании Chengdu Aircraft Industries Company (Group) (САС, входит в состав китайской государственной корпорации AVIC) в Чэнду, а остальные восемь (пакистанские серийные номера с 2Р65В по 2Р72В, бортовые номера с 19-605 по 19-612) были собраны в 2019 году на пакистанском авиастроительном предприятии РАС в Камра. Публичная презентация первых нескольких JF-17B пакистанского производства состоялась на РАС в декабре 2019 года.
Теперь переданы остальные 14 двухместных JF-17B, построенных на РАС в 2020 году - машины с серийными номерами с 2Р73В по 2Р86В, и с бортовыми номерами, соответственно, с 20-613 по 20-626.
Опытный образец "спарки" JF-17B был построен китайской САС в Чэнду и совершил там первый полет в апреле 2017 года, после чего был передан ВВС Пакистана для испытаний. Также САС
построила в 2019 году минимум два серийных JF-17B для поставки в Мьянму.
Напомним, что истребитель JF-17 (FC-1) был создан в рамках совместной китайско-пакистанской программы, осуществляемой китайским авистроительным предприятием Chengdu Aircraft Industries Company(Group) (CAC) в Чэнду и пакистанским Pakistan Aeronautical Complex (PAC). Первоначально Пакистан получил шесть летных прототипов и восемь предсерийных истребителей JF-17 (в 2006-2008 годах), которые все были собраны китайским CAC в Чэнду.
С 2009 по 2019 годы РАС в Камра собрало для ВВС Пакистана 42 серийных истребителя JF-17 Block I и 61 модифицированный истребитель JF-17 Block II. Таким образом, с учетом восьми предсерийных JF-17 и поставленных в течении 2020 года 26 двухместных JF-17B, ВВС Пакистана получили суммарно 137 самолетов JF-17. В целом, с учетом всех опытных образцов, и машин, изготовленных в КНР и Пакистане на экспорт, к настоящему времени построено 168 самолетов JF-17, в том числе 40 в Китае и 128 в Пакистане.
С 2018 года реализуется первый экспортный контракт на поставку 16 истребителей JF-17М (китайского производства, сборки на САС, в том числе нескольких двухместных) ВВС Мьянмы.
В 2017 году три самолета JF-17 Block II были заказаны Нигерией, Они были изготовлены РАС в Камра в 2019 году (серийные номера 2Р60, 2Р61 и 2Р62, нигерийские бортовые номера с NAF-720 по NAF-722, соответственно), но до настоящего времени используются в Камра для подготовки нигерийского личного состава, все три самолета были продемонстрированы на церемонии 30 декабря 2020 года.
15 декабря 2019 года в Чэнду были
начаты летные испытания построенного САС опытного образца модернизированного истребителя JF-17 Block III. Теперь заявлено о начале серийного производства JF-17 Block III на РАС в Камра для ВВС Пакистана. Сообщается, что первый самолет JF-17 Block III пакистанской сборки будет передан ВВС Пакистана в конце 2021 года. Считается, что истребитель JF-17 Block III получил ряд усовершенствований, включая новую китайскую бортовую РЛС с АФАР KLJ-7А и широкоугольный голографический индикатор на фоне лобового стекла (HUD). Самолет будет нести расширенный ассортимент управляемого вооружения (также китайского).
С самого начала все опытные и серийные самолеты JF-17 (FC-1), построенные как в Китае, так и в Пакистане, штатно оснащаются российскими двигателями РД-93. В 2007 и 2010 годах АО "Рособоронэкспорт" заключило контракты на поставку в КНР суммарно 250 двигателей РД-93 (с опционом еще на 400) с правом их реэкспорта в Пакистан. Cамолеты JF-17 Block III должны оснащаться модернизированным двигателем РД-93МА разработки АО «ОДК-Климов». Как считается, двигатель РД-93МА имеет тягу в форсажном режиме примерно на 1000 кг выше, чем у РД-93 (9300 кг и 8300 кг).