Нужен ли парашют-крыло в системе спасения летчика?

Щели С-5 нужны так же для устойчивой работы при отстреле снарядом в бою одного (из 4-х) свободного конца. Купол уменьшает площадь и работает достаточно устойчиво, хотя и несколько быстрее идет к земле. Щели С-4у - нужны для управления куполом. Причем управление - обратное, то есть - тянешь клеванты - идешь вперед. Бросишь - купол нейтрален.
 
Последнее редактирование:
Реклама
С-5 видел пару раз. Идет в кресле на Л-29 если не ошибаюсь. С -4-У даже укладывать умею.:D По управляемости кстати интересные мысли пришли. Давайте рассмотрим ситуации с приземлением в разный ветер на С-5 и "крыле" с качеством 2,5 которое предлагается Эриком. При таком качестве и вертикальной скорости 5 метров, горизонталь у нас будет 12,5 м/с. Представим три случая приземления в ветер 0, 5 и 10 метров. Пилот у нас пусть будет неадекватен, ранен и т.д. и т.п., причем эта ситуация возникла с ним уже после ввода в работу "крыла". Что имеем с "крылом" которое пусть будет уметь автоматически разворачиваться против ветра.
При ветре 0 м/с оно нашего пилота приложит со всей пролетарской ненавистью горизонт 12,5 м/с, вертикаль 5 метров. Круглый в штилевых условиях даст ему только 5-6 метров вертикалки и все.
При ветре 5м/с "крыло" даже развернувшись против ветра само, даст 7,5 м/с горизонта при 5 вертикали. Круглый даст 5 горизонтальной на 6 вертикальной.
При ветре 10 метров на "крыле" выйдет 2,5 м/с горизонтальной на 5 вертикальной, круглый даст все 10 м на 6.
Легко видно что в 2 из 3 случаев победа по безопасности на стороне круглой техники. Недаром в отличии от спортивных круглых щелевых парашютов Т-4-4 и Ут-15, спасательные нейтральны при полностью отпущенных стропах управления для случаев потери работоспособности пилотом. Предвижу доводы про зачековку клевант, но тем не менее.
 
zloy,
вы тут один из немногих, если не единственный кому довелось выполнять прыжки на настоящем спасательном парашюте да еще и со своего борта Ил-76. Не затруднит ответить на несколько вопрсов?
1. тренировочные прыжки выполнялись с запасными парашютами? и если да, то каким образом осуществлялось их крепление к подвесной системе спасательного?
2. весь ли экипаж использует "поджопные" парашюты или есть и нагрудные?
3. как на членах экипажа Ил-76 крепится НАЗ? один комплект на всех, или у каждого свой?
4. вы говорили еще про плот и оружие. Как осуществляется их крепление? Оружие крепится на подвесной системе или укладывается в НАЗ?
 
52-ой,
Попробую по полочкам:
1. Показуха выполнялась з запаской, крепление как на обычный подвес (предусмотрено). Правда штатный - без запаски (нам что-то по этому поводу долго втирал ПДСник, кстати он сам с нами и прыгал в качестве "борттехника по АДО).
2. Весь экипаж использовал "подпопные" (что на Ан-8,12,26, что на Ил-76). Он спокойно укладывается в чашу сидений и соединяется фалом с ним. Нагрудных тогда по-моему не было.
3. НАЗ "забирает" борттехник по АДО. Один комплект на экипаж.
4. Если имеется плот, то НАЗ находится в нем, в этом случае его опять таки забирает борттехник по АДО. Оружие - штатный ПМ в нагрудном кармане летной курки каждого, при полетах в боевых условиях - АКМУ в специальной кобуре у каждого члена экипажа.

При второй показухе роль БТ по АДО довелось играть мне.

Да предвидя еще интерес - все комплекты СП-5К подлежали списанию (поэтому были запаски). ПДСник вроде как говорил, что повторному применению они не подлежали (чему охотно верю, потому-что после прыжков очень быстро вырисовывались новые шелковые чехлы на автомобили).
 
Ребята! Сколько можно превозносить "у них"? УТ-15 (это немного измененный купол САС СП-5).

Это неверное мнение.

Вообще-то я считал, что УТ-15 - это развитие УТ-2 - а эта система аналогична "их" французскому "папийону" или американскому "паракоммандеру" - чисто спортивная техника, с возможностью применения спецназом.

Абсолютно верно.

Что до запасок,то ещё у ПО-9 декларировалась устойчивая работа с запасным парашютом типа З-5.Это проверено в ходе испытаний.Но лучше,ну его нафиг!Работа основного крыла с круглой запаской может окончиться плохо.Более-менее стабильно работают два круглых купола,но тогда нужно держать развал куполов.Бывали случаи пульсации,когда имеющая более короткие стропы запаска проскакивала сквозь стропы основного.И начиналось взаимное "воровство" воздуха.То основной погаснет,то запаска.Попробуй успеть её собрать,пока она "мертва".Хорошо,если коснёшся земли в момент,когда один из куполов наполнен...

Хотя это ещё что....Бывают случаи когда раскрываются два крыла...Основное и запасное.Да и конфигурации у них могут быть разные.Лучше,когда они друг за дружкой встанут.Хуже,когда боковыми кромками соприкасаются...

Что до запаски З-6П,то купол там такой-же как у З-5,но есть пружина.Она выбрасывает купол.Кроме того,если эластичные резиновые соты для укладки строп у З-5 на дне ранца,то у З-6П есть специальный чехол с сотами,куда укладываются стропы.Выбрасывается рамкой вместе с куполом.

Для чего так сделано?Как известно,на куполах,не имеющих возможности отцепки(Д-1-5у,Д-5,Д-6.И ещё,система отцепа одного свободного конца на Д-6,применяемая в сильный ветер,во избежание протаскивания по земле,не является системой аварийной отцепки купола,не путайте),в случае перехлёста например,необходимо,в случае если у вас просто З-5,нужно зажать клапана ранца,выдернуть кольцо,выбросить его,а затем выбросить купол в поток(если есть вращение,то в сторону,противоположную вращению),и,руками помочь стропам выйти из сот.

Так вот,чтобы так не париться и придумали З-6П.Всё улетает само.:)
 
Последнее редактирование:
zloy, большое спасибо, очень познавательно! Было все-таки время! Летный состав ВВС привлекался для выполнения таких я считаю достаточно сложных прыжков. Но делалось это наверное не зря! Ведь появлялась у людей, которые видели такие прыжки собственными глазами уверенность в средствах спасения? Наверняка!
 
52-й, ты не совсем прав. Не 5 и 12,5, а 4 и 10... Да и потом - кто мешает Вам приземляться как обычно на С-5, если не здоровится? И зачем рассматривать такие крайние случаи, как-то потерю сознания после отцепки? Если я рассмотрю крайние случаи приземления на круглой технике с потерей сознания (и не только) то окажется, что при ветре более 8 м/с без травм приземлиться на ней будет совсем проблематично. А при приземлении в такой ветер вне подготовленной площадки - вообще труба. Кто нибудь из Вас прыгал на круглом куполе при ветре 10+ метров у земли на твердый грунт? Настоятельно рекомендую попробовать. Тогда и считать уже ничего не придется. Крыло - если это не скоростной "стилетто" или "велосити", а какой-нибудь профиль ПО-12 (Лесник-2) - безопаснее по любому... Здесь вообще-то только один человек поддержал эту идею. Остальные - против. Меня это нисколько не удивило. Причины и побуждения такого подхода - увы, мне (да и не только мне) достаточно хорошо известны. Это происходит не только здесь и сейчас, это - повсеместно, во всех без исключения отраслях. Все-равно, это будет кем-нибудь сделано. Вопрос только во времени.
 
Что до УТ-15,то да,купол неплохой и надёжный,правда на открытии жестковат.:)Но уж лучше в САС применять нейтральные купола.Уже много раз сказано почему.

Что до управляемости УТ-15 и крыльев,то это две разные стихии.Просто к крылцу и его особенностям нужно привыкать.

Эрик,
Что до ПО-9 и КЗУ,мне говорили именно о доработке после выпуска системы.Может,конечно,это и не так.На УТ-15 серии 5,на котором я прыгал,уже стояло КЗУ.КЗУ было и на моём Т-4 серии 4МП.Оно же стояло на двух Лесниках(ещё первых,круглых,тех,что на базе Т-4) и даже на ПТЛ-72.

Что до подвеса запаски к системе С-4у,то такое видел сам лично.

А что до того,что всё меняется,ну дык,не стоять же процессу на месте?Ведь когда-то и запасная "треуголка" ПЗ-81 паковалась в отдельный ранец и крепилась на пузо.:)

Но в конце снова позволю себе заметить,чтобы совсем не сводить всё в оффтоп,что я твёрдо стою на позициях того,что крылу в САС не место.;)

З.Ы.Кстати,вспомнил кадры испытаний шестиместного спасательного корабля,который планировалось использовать на МКС.В качестве парашюта там шло крыло,очень боьших размеров.И применялись специальные устройства,чтобы можно было им управлять.Наверное,некие механизмы,натягивавшие стропы управления.Что именно за система не знаю,глубоко не вникал.Кадры постепенного наполнения секций этого крыла впечатляли...:)

Впрочем,метод управления той системой врядли был нов.:)Ведь ещё в СССР создали грузовую платформу с парашютом,ЕМНИП,ПО-300.Он управлялся оператором при помощи системы радиоуправления и позволял точно умостить груз на ограниченную площадку.
 
Mr.Explosion сказал(а):
Что до запасок,то ещё у ПО-9 декларировалась устойчивая работа с запасным парашютом типа З-5.
Пардон, такого не припоминаю... УТ-15 и З-5 - хорошо работают вместе. Если отказавший ПО-9 не отцеплен - З-5 вообще не раскроется. (или имелось ввиду что нибудь другое?)









Mr.Explosion сказал(а):
Что до ПО-9 и КЗУ,мне говорили именно о доработке после выпуска системы.Может,конечно,это и не так.На УТ-15 серии 5,на котором я прыгал,уже стояло КЗУ.КЗУ было и на моём Т-4 серии 4МП.Оно же стояло на двух Лесниках(ещё первых,круглых,тех,что на базе Т-4) и даже на ПТЛ-72.
Системы Т-4 с КЗУ - это новодел. На "Леснике - 1" стоял замок ОСК-Д. Может и были новоделы с КЗУ, не знаю.
КЗУ пошли еще на ПО-9с2 в 1986 году. В 1987 - пошли массово ПО-16, 17, По-9с3 сразу с КЗУ. Ни ОСК, ни ленточные замки на них не применялись. Впрочем, на По-16 у ребят из НИИ АУ видел ленточные замки в 1985 году. В 1989 - массово прошла переделка систем По-9с2 в системы По-9с3, в результате чего на них стали рваться стропы первого ряда, и весь парк По-9с2 был почти полностью уничтожен. Эпоха этого купола (1978-1989) - закончилась. Хотя, благодаря одному замечательному консерватору - мне довелось прыгнуть на его По-9с2 даже в 1998 году.
 
Реклама
в сторону вращения
если в противоположную, то поможем запутаться.

Может и попутал.:)Выполнял такое задание только один раз,и было это аж в 2000-м году.:)

Пардон, такого не припоминаю...
Если отказавший ПО-9 не отцеплен - З-5 вообще не раскроется. (или имелось ввиду что нибудь другое?

Это на случай,если у человека полный отказ при прыжке с ПО-9,а он запаску ввёл,а от динамического удара ранец основного раскрылся.И этого динамического ударчика как правило хватало,чтобы купол смог-таки вылезти из камеры и начать наполняться.А отцеплять его уже как-то стремновато,может в запаску угодить.И такие случаи бывали не раз,когда основной,благодаря динамическому удару от запаски,тоже решал выползти на свет божий.:)

Поэтому потом пошло строгое предписание,независимо от типа купола и типа системы(тандемное расположение куполов или запаска на пузе),даже при полном отказе,перед вводом запаски,выдернуть подушку отцепки,дабы в случае чего,чудо в камере или колбаса в чехле просто сразу-же отделились от системы.
 
Последнее редактирование:
Ну и в целях окончательного завершения оффтопа.:D

Тут про пиропатроны шла речь.Дык ведь применяется уже!Вместе с прибором Cypress.:)
 
Ну и я маленько дегтя добавлю.

Ребята вышли из кабинета, после чего их понесло ветром от своей точки к "духам"

В аналогичных случаях, когда видел что несет меня не туда, а подо мной сию подходящая площадка просто превращал нейтральный купол в "*опу" подтягивая кромку за одну стропу, либо натянув клеванты (перекаты на Д-6) на пятки.

Но тем не менее, остаюсь при мнении, что из идеи Эрика толк получиться, будь у меня возможность использовать крыло при покидании, непременно воспользовался бы. Будь жив Гай Ильич, может его бы заинтересовало.
 
Да... Светлая Память... Я думаю, что Гай Ильич и сам бы давно это сделал без подсказок. Все дело - в материалах, позволяющих свести объем и вес доп. системы к минимуму. Они недавно относительно появились...
 
Глубокое скольжение куполом сбитые летчики применяли в боевх условиях. Во времена ВОВ - не один такой случай описан. Когда мессер заходит на парашютиста - там не то, что на крыле, там на носовом платке летать научишься... Кстати, в Корее - сейбрами был расстрелян ГСС п/полковник Горбунов под куполом парашюта... Сергей Крамаренко, в будущем генерал, ГСС - описывал случай, как и на него, катапультировавшегося и снижавшегося под куполом сейбр заходил, и, когда трассы пошли несколько ниже, ему очень захотелось поджать ноги...
А по поводу того, что "не испытано" - так ГСС полковник Е.Г. Пепеляев (23 победы над истребителями амов в Корее) - рассказывал, что он, ведя воздушные бои с истребителями противника в Корее, неоднократно просил снять(!) с его МиГа тяжелую пушку 37мм, оставив 2 пушки 23 мм (он считал, что сейбру их снарядов будет достаточно...) - с целью облегчения машины и получения дополнительного преимущества перед сейбром в маневре. Отказали, мотивировав тем, что "не испытано"...
 
Последнее редактирование:
Это на случай,если у человека полный отказ при прыжке с ПО-9,а он запаску ввёл,а от динамического удара ранец основного раскрылся.И этого динамического ударчика как правило хватало,чтобы купол смог-таки вылезти из камеры и начать наполняться.А отцеплять его уже как-то стремновато,может в запаску угодить.И такие случаи бывали не раз,когда основной,благодаря динамическому удару от запаски,тоже решал выползти на свет божий.

А вот когда у Александра Максимовича был подобный случай на ПО-9с3 он поступил "творчески". Я ему тогда апплодировал и руками и ногами... Он левой рукой достал соединитльное звено медузы, подергал - сидит крепко... схватил его покрепче, чтобы невышедший купол - уж точно не вышел - и только после этого раскрыл ПЗ. Разумно? Абсолютно. Указаний на сей счет не было никаких. И, далее - тишина... Задавал этот вопрос очень опытным парашютистам - никто не додумался так действовать, как Ал.Макс. (держать звено при раскрытии ПЗ)... А замки ОСК - вообще не отцепишь быстро, если нет натяга...
А от динамического удара закрытый ранец - не раскроется... Другое дело, что из карманов уже раскрытого ранца - камеру с куполом может вытряхнуть...
 
Последнее редактирование:
Ну насчет "расстрела парашютистов" во Въетнаме и Корее треп полный. Там существовало негласное рыцарское соглашение не трогать подбитых и тем паче парашютистов. И оно очень жестко действовало.
 
Эрик, в сильный ветер прыгать доводилось. Не 10+, но 7-8 с порывами. Кстати в компании военных летчиков. На одном из самых лучших парашютов Д-1-5У. Именно потому что пробовал и написал сравнение при ветре для планирующей системы и круглого парашюта. Самые главные сомнения по поводу Вашей идеи у меня как раз касаются не технических моментов, или костности мышления, а подготовки летчиков и общей идеологии применения. Для людей с общим небольшим опытом прыжков, коими и являются летчики 10-15, ну вроде и по 20 прыжков имели, приземление в сильный ветер было все-таки испытанием. На тех прыжках были проблемы и с разворотом в подвесной системе с помощью свободных концов, и с гашением парашютов после приземления. Все отделались только ушибами слава Богу. Меня не таскало больше чем на 10 метров, но плечом свернуть какую-то кочку пришлось.:D Просто люди видя быстрое перемещение земли под ногами, раскачивание купола парашюта от порывов ветра терялись и забывали даже про "ноги вместе". Мои слова ни в коей мере не нужно рассаматривать как очернение летно-подъемного состава ВВС. Просто у летчиков достаточно скромный опыт практического выполнения парашютных прыжков. В связи с этим я и испытываю сомнения в реальности тезисов, что захочешь жить научишся управлять "крылом". Это примерно то же самое как если не проводить со спортсменами-парашютистами тренажей по действиям в особых случаях по отцепке и вводу ПЗ, надеясь что в отказной ситуации выкрутятся. Нужен опыт. А умеючи все просто.
 
Реклама
52-й, все гораздо проще. Если парашютисты с опытом в 2 прыжка на "дубе" гордо повесвуют о своих дальнейших успехах на крыле типа "арбалет" - то почему с крылом не справятся строевые летчики? Кто это решил? По моему личному опыту - все летчики, которые изъявили желание прыгнуть на крыле - спокойно приходили в район площадки приземления, без осложнений. С активом в 20-30 прыжков за всю свою биографию... Просто надо, как уже написал Su-27, "немного усилить их подготовку". Дать прыжков 5-10 на "арбалете" (на мой взгляд) со стабилизацией...
 
Назад