Ребята! Сколько можно превозносить "у них"? УТ-15 (это немного измененный купол САС СП-5). На соревнованиях ранее использовались и еще более глубокие модернизации этого же купола. Точность приземления ни в коем разе не уступала крылу. Я не парашютист-разрядник, я всего лишь летный состав ВВС СССР (в последствии Украины). Выполняя подготовку по КБП мы обязаны были выполнить не менее 4-х (а не двух) прыжков в год. Причем обязателно с высот 300 м и 150 м. У меня прыжков чуть более 50. Прыгал практически на всем, что поставляла наша промышленность до 1993 года. Позднее один раз меня затянули на нашу Чайку (это что под Киевом). Прыгнул с крылом. Хочу пояснить свое мнение:
1. Ощущение наибольшей защищенности на дубе (с принудительным раскрытием купола после снятия чулка). 4-5 секунд страха и полный кайф в дальнейшем. Поворот на стропах чтоб земелька под ноги, ножки разом и мягкая посадка. Думать особо не надо, выпендриваться можно, но тяжко.
2. Первый нехороший опыт опыт - на том же дубе только "У". Захотелось "поуправлять", доуправлялся (неожиданный порыв ветра перед землей). Вошел в пашню двумя ногами почти по коленный сустав (хорошо ботинки летные высокие спасли от переломов, но враскарячку передвигался цельную неделю).
3. Показательное покидание самолета ИЛ-76 силами всего экипажа на стандартном САС (с НЗ, с вооружением, плотом). Причем покидание через штатные аварийные люки (передний - экипаж, задний - стрелок). Высота - 4500 м, задержка - до 1500 м (что бы с земли все рассмотрели). Первый раз почувствовал себя очень уверенно. Купол прекрасно управляем, ошибки управления прощает, приземление немного жестковато - но даже если без сознания, то позвоночник в трусы не высыпается. Через год (снова надо было устроить показуху) пришлось спускаться на неполном основном и запаске (именно ко мне был пристегнут НЗ, при перехлесте двумя стропами не стал рисковать). Нормалек.
4. Особая благодарность УТ-15. Делай с ним что хочешь. Управляемость - прелесть. За 30 с лишним прыжков - не одной нештатки.
5. На крыле, на Чайке, перебздел больше, чем на втором прыжке в своей жизни (кто прыгал, тот про второй в курсе). Подробности не особо расскажу, но насчет управляемости УТ-15 мне показался лучшее.
Для желающих перерезать стропу за секунду - попробуйте. Возьмите ремень безопасности от авто и резаните (все поймете сами). По поводу скорости реакции - мне с высоты 150 м удалось три раза выбросить запаску (благо все обошлось, скользнул по капониру и отделался легким ушибом мягких тканей окорока).
А теперь немного о САС и возможности здраво мыслить при катапультировании. Это в мареканских фильмах летуны после катапульты способны соображать и контролировать ситуацию на все 100%. А в реале - фигушки. Если это бой истребителей - то только радиус разворота оного захватить может столько вражей территории, что даже планер не поможет вернуться к своим. Если это фронтовая или штурмовая - то высоты для мужественного принятия решения тянуть стропы куда нибудь попросту не будет времени. Если это транспортники или дальники - здесь вааще ноу коментс.
Тот случай в Афгане - так там линии фронта не было (на всякий случай, если кто не знает, то там была партизанская война). Поэтому даже с крылом можно опуститься душам на загривок в пределах своего же порта.
И самое главное (какой-то закон Архимеда по счету), если железо просто, как винт, то и отказов будет "0". Если САС показало себя с наилучшей точки зрения во время боевых действий (Восток, Африка, СНГ) - на кой фиг ее менять?