Вызывает серьезные сомнения, что все эти утверждения действительно принадлежат Чертоку.
Однако я все это вычитал именно в мемуарах Б.Е.Чертока "Ракеты и люди" (4 тома, издание 1999г, 4й том - "Лунная гонка"). Я это читал в сентябре 2001г (датировка надежная - как раз тогда было пресловутое "11 сентября") и, поскольку я не совсем темный в ракетных делах, я в состоянии вычленять суть из сотен страниц текста. Я тогда оттуда извлек и еще несколько существенных утверждений (см. ниже).
Все ЖРД, стопроцентно, без исключений проходят огневые ресурсные КТИ, с обязательной переборкой и дефектацией. Посему наличие «одноразовых» пироотсечных клапанов в ПГС ЖРД не было ни разу никакой проблемой.
imkas, я вполне доверяю Вам как специалисту. Но согласитесь, что огневые ресурсные испытания с последующей переборкой двигателя - меньшая гарантия последующей безаварийной штатной работы, нежели переборка после ресурсных испытаний с последующими хотя бы кратковременным включением и промывкой, которые возможны для многоразового двигателя.
Более того, НЯЗ, было несколько случаев аварий ракет из-за посторонних предметов ( заглушек, шайб и т.п.), оставленных при сборке внутри собираемого изделия. В частности, официальная причина взрыва двигателя при втором пуске Н-1 - как раз попадание шайбы в ТНА. В общем, "береженого Бог бережет".
И это не только мои домыслы. Сейчас книга "Ракеты и люди" есть в Инете в свободном доступе, причем в удобно структурированном виде и с удовлетворительным форматированием текста (см.
http://militera.lib.ru/explo/chertok_be/index.html ). Перечитывать всю эту книгу мне сейчас некогда, но за полчаса я нашел там (в Гл.12 "Триумфы и кризисы лунных программ") и обсуждение причин взрыва двигателя при втором пуске Н-1 (цитировать не буду, ибо длинно), и сделал более-менее компактную цитату про неприемлемость переборки двигателя без последующего включения (
выделения - мои):
... под влиянием двух аварий Н1, ... Главнокомандующего РВСН маршала Крылова наконец уговорили подписать на имя Афанасьева письмо с конструктивной критикой в наш адрес. В письме говорилось: «Результаты анализа двух аварийных пусков комплекса Н1-Л3, а также статистика пусков других сложных ракетно-космичестх комплексов показывают, что ...
... новые методы наземной отработки тяжелых РКК должны строиться на основе многоразовости действия и больших запасов по ресурсу комплектующих систем и агрегатов, испытаний двигателей и ракетных блоков без последующей переборки с целью выявления производственных дефектов и прохождения периода приработки" .
...
Я и Мельников заявили, что полностью согласны с предложениями Крылова, они не новы, мы сами давно это же предлагали, американцы так и работают. Надо отвечать, что мы принимаем предложения Министерства обороны, для чего считаем необходимым разработать многоразовую модификацию двигателей Кузнецова, ...
...
Наши двигателисты Мельников, Соколов и Райков, добившись успехов в собственных разработках двигателей многоразового запуска для блока «Д» и наглядевшись на опыт кузнецовского ОКБ-256, заявили, что разрабатывают новое ТЗ и вполне реально требовать создания многоразовых основных двигателей. Это будет радикальное решение по надежности двигателей.
Другое дело, что Черток как спец по СУ мог быть тенденциозен в вопросе о двигателях - НЯП, в авариях Н-1 были и ситуации, пограничные между двигателями и СУ. Но факт разработки многоразовой модификации двигателей для Н-1 имел место.
Пироразрывные мембраны в состав двигателя не входят
Да, тут меня "занесло". Более того, потом я сообразил, что даже наличие пироотсечных клапанов (которых может и не быть, если не требуется прецизионная доводка скорости маршевым двигателем) само по себе не является принципиальным препятствием для огневых испытаний двигателя без переборки, т.к. для выключения двигателя при испытаниях в принципе можно использовать другие клапаны, к-рые вроде должны быть в каждом двигателе, дабы включить подачу компонентов топлива в камеру сгорания только после достаточной раскрутки ТНА.
... В Н-1 речь шла о модернизованном двигателе, но он так и не летал. Повлияло ли бы его применение в летных испытаниях на судьбу проекта - вовсе не факт. Просто отрабатывать ракету нужно на земле, в том числе комплексные огневые испытания ступеней в целом. Но для Н1 их не было - стенд для наземных комплексных испытаний решили не делать.
Согласен, но все-таки речь шла именно о замене одноразовых двигателей на многоразовые, без переборки
Вообще, ЖРД - это была "тема" Глушко - там были основные кадры, экспериментальная база, наработки, заделы. Кузнецов ему серьезной конкуренции не составлял. Но Глушко изначально отказался участвовать в этом проекте, посему двигатель и делал Кузнецов.
НЯП, по утверждению Чертока, конкретная причина неучастия Глушко в создании Н-1 следующая. Глушко по ряду технических и организационных причин категорически настаивал на применении в "лунной" ракете высококипящего топлива (азотный тетроксид и гептил, как в "Протоне" УР-500 и боевых МБР). Королев же был не менее категорически против, считая неприемлемыми масштабное применение в РН сугубо ядовитых компонентов для пилотируемых полетов при наличии риска аварии, а также риск заражения значительной территории. Так, даже через полчаса после взрыва Н-1 на старте, в окрестностях старта продолжался мелкий дождь из брызг керосина (горючее - в избытке, для ограничения температуры в камерах сгорания) - но это все-таки керосин, а не гептил..
Кстати, Королев также был категорически против применения водорода на "верхних" ступенях РН, считая нереальным обеспечить необходимую взрывобезопасность при имевшемся уровне технической культуры. Дело в том, что водород сочетает очень низкую взрывоопасную концентрацию (2% водорода в воздухе уже детонируют - хуже ацетилена!) и очень высокую просачиваемость через микротрещины и поры (хуже только гелий). Я был в ужасе, когда мне по работе пришлось познакомиться с требованиями взрывобезопасности по водороду для электрооборудования.
Вообще, о Глушко те, кто знал его лично, отзываются крайне негативно: «барин» – не то слово. После увольнения Мишина именно он учинил разгром программы Н-1, с ликвидацией заделов и уничтожением матчасти (в том числе и по двигателю).
Подтверждаю. У меня есть несколько знакомых пожилых ракетчиков (от "под 70" до более 75 лет), работавших в "Энергии", в "Хруничеве" и т.п., и все они по этим причинам поминают Глушко только предпоследними или последними словами. Крайний раз это было на встрече НГ сутки назад
.