Но бывают Як-40 и с другими педалями - без полукруглого бортика для каблука.
Для меня ясно одно - конструкция педалей, хоть и не принципиально - но заметно отличается. Я понимаю, что всё, может быть, сбалансировано всевозможными компенсационными устройствами (теми же пружинами) так, чтобы разница реально не чувствовалась, но тем не менее.
При расположении поперечной оси вращения внизу педали - рычаг поворота гораздо длиннее и получается так, что верхняя часть педали поворачивается легче, нежели при её (оси) центральном расположении.
Учитывая все пружины-компенсаторы не могу отделаться от мысли, что на ЯК-40 для того, чтобы нажать на верхнюю часть педали - надо приложить более выраженное усилие, именно мыска ботинка. В то время, как на ЯК-42 усилие мыска ботинка не такое уж и выраженное. Педаль может нажиматься не только мыском, но и областью подошвы, несколько ближе к середине.
Не могло ли это сыграть свою роль? Второй неосознанно (в момент стресса) ставил ноги так, как он это делал много лет до этого на ЯК-40? Тем самым немного поддавливая верхнюю часть педали.
Мы все знаем,что такое рефлекторная память. Были подобные случаи и покруче, когда (в Перми) рефлекторная память заставила пилота крутануть штурвал в сторону крена. А всё потому, что он до этого всю свою жизнь летал по советскому авиагоризонту.
Повторюсь - моё мнение чисто теоретическое. Как инженера-механика. Не больше.
Хотелось бы услышать специалистов, сидевших и в 40-ке и в 42-м.