Обсуждение авиакатастрофы Як-42 RA-42434

Нижние части педалей зависимы друг от друга (давишь на одну - другая лезет на тебя) и управляют направлением передней стойки шасси и рулем направления. Верхние части педалей независимы друг от друга и управляют раздельно тормозами левой и правой основных стоек шасси. Пятками рулишь, носками тормозишь.
Спасибо, Лена.
Теперь суть моего вопроса - если, случайно, пилот топчет педали сразу и носком и пяткой (а он их топчет постоянно, выдерживая курс на взлете), и к моментам от носового колеса и руля направления вмешивается еще и третья сила от притормаживания колес одной из стоек шасси, пилот эту стороннюю силу ощущает как-то, или нет?
Отличает пилот штатные реакции самолета на движения педалей от такой нештатной?
Или это зависит от пилота и его состояния?
 
Реклама
Немного опять спущу на грешную землю теоретическую публику. Вынужден повториться - согласно МАК руль высоты всю дрогу был отклонён на величину примерно половину полного хода. Копать нужно отсюда.
 
ra3vii :"...почему недорулили и все же задели эти антенны..."
— На разбеге не рулят, там выдерживают направление. Рулят на рулёжных дорожках, и там, на рулении до определённой скорости используется механизм поворота передней стойки. На скоростях, превышающих возможность управления передней стойкой, для выдерживания направления пользуются тормозами основных колёс, нажимая на нужные педали - левую или правую. Это при быстром рулении на рулёжных дорожках или на пробеге после посадки. На разбеге, когда лётчики производят взлёт, то механизмом поворота передней стойки не пользуются, а для выдерживания направления по оси ВПП до достижения скорости подъёма переднего колеса пользуются тормозами. А если на взлёте дует боковой ветер, то в процессе разбега отклонением руля направления с самого начала задают парирующий момент удерживая соответствующую педаль в переднем положении. Вот на этом этапе, когда разбег производится с отжатой педалью, чтобы рулём направления компенсировать влияние бокового ветра, возможно самопроизвольное нажатие на тормоз. Но это при условии, что если конструкция педалей Як-40 и Як-42 принципиально отличается. Выше уже высказались по данному поводу, и чтобы проверить эту версию, нужно изучать и конструкцию конкретного типа самолёта, и его РЛЭ. Так я думаю, исходя из своего малого опыта лётной работы.
 
Последнее редактирование:
Спасибо, Лена.
Отличает пилот штатные реакции самолета на движения педалей от такой нештатной?
Или это зависит от пилота и его состояния?
Jinn07, у Вас есть претензии к выдерживанию экипажем направления при разбеге? Если нет, то завязывайте.
 
На разбеге, когда лётчики производят взлёт, то механизмом поворота передней стойки не пользуются, а для выдерживания направления по оси ВПП до достижения скорости подъёма переднего колеса пользуются тормозами.
Если на разбеге корректировка курса производится тормозами, это означает что тормоза постоянно находятся в попеременной работе.
Ваш малый опыт лётной работы допускает возможность такой работы обеими полунажатыми педалями тормозов?
Ведь работать педалями, у которых имеется позиция ноль (педаль полностью отпущена), и педалями у которых такого положения нет (тут "ноль это как раз и есть та самая "полунажатость") это две большие разницы - забыл про базовую полунажатость, чуть дальше отпустил педаль назад, и управление будет происходить уже не только подтормаживанием, но и растормаживанием...
Сложно это не комфортно.

---------- Добавлено в 22:15 ----------

Jinn07, у Вас есть претензии к выдерживанию экипажем направления при разбеге? Если нет, то завязывайте.
У меня нет таких претензий, но если Вы еще не поняли, поясню - я оппонирую к версии о том, что кто-то из пилотов случайно нажал на тормоза на разбеге, и так и бежал не замечая, что управляет уже подторможенными колесами стоек шасси.
 
Эта оппонирование слабо по одной простой причине. Вы просто не читаете. Выдерживание направления при разбеге осуществляется всегда. И всегда одинаково. Уклонение туда паррируется соответствующим отклонением педалей сюда. Всё. Вне зависимости от природы уклонения. При этом природу уклонения можно и не распознать. Природа тут остаётся за скобками ибо она тут не имеет значения.
 
— На разбеге не рулят, там выдерживают направление. Рулят на рулёжных дорожках, и там, на рулении до определённой скорости используется механизм поворота передней стойки....
Вы правы термин руления здесь действительно неуместен, но сути этого не меняет. Пилоты пытались изменить направление движения самолета в конце полосы чтобы уйти от столкновения. Это очевидно, видно и на фото следов http://ncontent.life.ru/media/2/news/2011/09/69958/400-225-2.jpg и по разрушению антенн, срезаны правые стойки левым крылом. У них в распоряжении был руль направления и тормоза. Использование тормоза вызывает пикирующий момент замедляя отрыв, что здесь уже много обсуждалось. Почему все таки не смогли больше довернуть вправо?
 
Уклонение туда паррируется соответствующим отклонением педалей сюда.
Правильно, но после отклонения следует возврат педали в исходное.
И таких возвратов в процессе разбега множество.
И что - педаль всегда возвращалась в полуприжатое состояние?
Так нарочно не сделаешь.
Что бы длительное время работать педалями от какой-то полуприжатой базы, оставляя постоянный тормозной момент на обоих стойках шасси, надо долго тренироваться.
 
Правильно, но после отклонения следует возврат педали в исходное.
И таких возвратов в процессе разбега множество.
И что - педаль всегда возвращалась в полуприжатое состояние?
Так нарочно не сделаешь.
Что бы длительное время работать педалями от какой-то полуприжатой базы, оставляя постоянный тормозной момент на обоих стойках шасси, надо долго тренироваться.
Вам уже говорили, но вы не поняли, что управление по курсу и торможеие осуществляется разными педалями. Одно с другим не связано. Торможение осуществляется носками при нажатии на тормозные педали! А управление на "управляющие".
 
управление по курсу и торможеие осуществляется разными педалями. Одно с другим не связано. Торможение осуществляется носками при нажатии на тормозные педали! А управление на "управляющие".
Наверное не понял.
Никогда не видел этих педалей.
попробую поискать фото
 
Реклама
Jinn07, Здесь чувственный момент и трудно объяснить простыми словами. Опытнейший экипаж не мог по определению выдерживать направление и одновременно давить на тормоза со всей дури.
Так и я про это.
На вы ж постоянно путаете пассажиров - то на разбеге управление по курсу тормозами, то "хватет только переднего колеса", а тормоза редко когда и кратко-импульсивно...

Педали на ходе вперед-назад рулят рулем направления и носовым колесом?
А при нажатии верхних педалек, на основных педалях, тормозят колеса основных стоек?
Или там еще какие-то педали управления тормозом есть?

Вот всё что нашел -

КОНСТРУКЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ САМОЛЕТА ЯК-42
Учебное пособие для переподготовки пилотов

5.5. Торможение колес

5.5.1. Управление тормозами колес КТ141А (КТ141Е) производится от основной или аварийной систем торможения, а также от системы стояночного торможения.

Управление основной системой торможения осуществляется ПЕДАЛЯМИ, установленными в кабине экипажа. Пилот, отклоняя педали, через передающий механизм воздействует на редукционные клапаны, которые при нажатии тормозной педали на полный ход обеспечивают в тормозах давление p = 100 кгс/кв.см. При одновременной работе двух пилотов давление в тормозах определяется клапаном, получившим большее обжатие.

Управление аварийной системой торможения производится двумя рукоятками "АВАРИЙНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ", расположенными на левой вертикальной стенке среднего пульта в кабине экипажа. Полное отклонение рукоятки обеспечивает давление в тормозах колес 100+15-10 кгс/кв.см.

Управление Система стояночного торможения производится рукояткой "СТОЯНОЧНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ", расположенной под приборной доской у командира экипажа. При вытягивании рукоятки пилот через передающий механизм воздействует на редукционный клапан. Рукоятка фиксируется в полностью вытянутом положении. При этом обеспечивается давление в тормозах всех колес 45-75 кгс/кв.см в течение 24 часов.
 
Да нет, не путаем. Здесь реализован принцип раздельного торможения основных стоек. Когда то было время, и не так давно, передние стойки не имели механизма разворота, были просто самоориентирующиеся. Так и осуществлялось руление - дал правую педаль, нажал тормоз, притормозилась правая стойка, возник разворачивающий момент, как у циркуля. Так руление и осуществлялось.

---------- Добавлено в 23:57 ----------


Все таки наиболее реалистичная версия на форуме авваул, ссылочка была чуть ранее.


Всё-таки там этот летчик-испытатель упустил из виду, что стабилизатор был установлен в положение -8,5 ещё до разбега. По крайней мере, так утверждал МАК, если не ошибаюсь. Надо там его об этом спросить.
 
Все таки наиболее реалистичная версия на форуме авваул, ссылочка была чуть ранее.
Читал. Если вы имеете в виду версию Лушникова - стабилизатор. Она действительно все обьясняет. НО.
1. В официальных выкладках МАК дважды сообщается что стабилизатор был установлен во взлетное положение изначально, по результатом расшифровок самописцев.
2. Во время разбега самолет видимо уже поднимал переднюю стойку. Это видно на видео. 1 часть сбоку в процессе опускания. 2 часть со сбитой камеры, в начале появления очертаний самолета вдали заметно понижение уровня света фар.
Да и не ясно как пилоты раньше взлетали если совершают такие ошибки с тормозами, не новички все же..
 
Последнее редактирование:
Читал. Если вы имеете в виду версию Лушникова - стабилизатор. Она действительно все обьясняет. НО.
Товарищи, версия Лушникова - не стабилизатор (в основном), а в том, что когда экипаж начал поднимать переднюю стойку на 185 км/ч, они невольно упирались ногами в те самые педали, подтормаживая основные стойки. Выглядит дико, конечно, но это привело к возникновению непонимания ситуации в экипаже и дальнейшей неразберихе со стабилизатором и всем остальным.
 
Товарищи, версия Лушникова - не стабилизатор (в основном), а в том, что когда экипаж начал поднимать переднюю стойку на 185 км/ч, они невольно упирались ногами в те самые педали, подтормаживая основные стойки.
А у пилотов Як-42 есть привязные ремни?
Если есть, то сколькоточечные?
И насколько сильно принято в ГА утягиваться ремнями (если принято)?
 
Vik63-му:
— При условии, что факт снижения темпа роста скорости самолёта на разбеге имел место, - мы это выяснили из стенограммы переговоров экипажа, - то, на мой взгляд, нужно копаться не причинах появления дополнительных пикирующих моментов, а в причинах нехватки тяги для достижения самолётом нужной скорости через конкретное время от начала его страгивания с места.
В докладе МАК о двигателях ничего не говорится.При исправных двигателях ускорение будет более менее постоянным , раз было замедление при исправных двигателях - значит причина - дополнительная сила торможения.
 
Кстати, напомню, что "версия Лушникова" - это, по его словам, - официальная версия МАК. Будем считать, текущая версия официального расследования. Таким образом, если не найдут всё-таки отказов техники, опять будет человеческий фактор... А поскольку выглядит это для опытных пилотов дико, то снова вскрывается вся слабость авиационной системы РФ...
 
после отклонения следует возврат педали в исходное.
И таких возвратов в процессе разбега множество.
И что - педаль всегда возвращалась в полуприжатое состояние?
Так нарочно не сделаешь.
Резонный вопрос и я его как-то вообще не рассматривал и упустил из виду сосредоточившись на другом. Действительно , разве не так? тормозная педаль должна иметь обратный ход, нажал -отпустил- она должна вернуться в ноль.Получается кто-то из экипажа довольно длительное время нажимал на педали тормоза. Что его заставляло?
По словам AlexS
согласно МАК руль высоты всю дорогу был отклонён на величину примерно половину полного хода. Копать нужно отсюда.
На самом деле так абсолютно не говорится - Подъем носового колеса экипаж начал на скорости примерно 185 км/ч. Руль высоты был отклонен на кабрирование до значений 9-10 градусов (примерно половина хода), однако роста угла тангажа не произошло.
Отсюда не следует - что всю дорогу.

Но по логике получается именно так - всю дорогу с 19 по 49 сек. , тот кто взлетал - как взял на себя штурвал - за секунду до этого полунажав тормоза - так и держал его все время - упираясь в тормоза ,в конце доведя с 9-10 градусов до 14 , упираться во что-то надо было, а усилия должны быть серьезные - управление безбустерное ( так ведь?- точно правда не знаю) - обычно то отрыв был на 4 градусах.
Другого ничего не придумаешь.
 
Реклама
— На мой взгляд, не стоит говорить о подтормаживании в прямом смысле значения этого слова. В ситуации, которую мы исследуем, имел место факт снижения темпа роста скорости. И то, мы его выявили при условии, если хронометраж в опубликованной стенограмме не является выдумкой или намеренно внедрённой "дезой" для отвлечения внимания общественности от чего-то другого. Но если всё же факт "вялости" разбега самолёта имел место, то основными причинами, вызывающими явления подобного рода, могут быть две. Первая связана с появлением дополнительного сопротивления движению самолёта, и в этой связи были высказаны предположения о самопроизвольном срабатывании тормозной системы или неосознанного нажатия на тормоза одним из лётчиков. Вторая же причина "вялого" разбега самолёта может быть связана с неожиданным снижением мощности двигателей. Такое возможно либо при возникновении помпажа двигателей, когда в воздухозаборник попадает посторонний предмет (а попасть туда постороннему предмету не так и сложно - птицам никто не может запретить летать). Другая причина снижения мощности двигателей может заключаться в некачественном топливе, в том числе и при попадании в него воды. Ну и... ряд причин, связанных с нарушением работы блоков и узлов в агрегатах топливно-регулирующей аппаратуры, особенно в электронной стеме управления этими агрегатами.
архип спасибо большое за ответ. А ведь на самолёте перед самой катастрофой поменяли двигатель и у этого двигателя очень подозрительное прошлое .Что думаете по этому поводу?
 
Назад