Обсуждение авиакатастрофы Як-42 RA-42434

Реклама
Единственная версия, которая тут не озвучивалсь

Опять повторюсь-если в МАК-е будет интерес не озвучивать реальные причины этой катастрофы,так же как и Сургутского пожара..то думаю правды мы так и не знаем никогда...
 
Как бы тут некоторым не мечталось, но никакая запись с диспетчером не в состоянии объяснить отчего не придался взлётный тангаж и отчего не был прекращён взлёт. Все остальные вещи это мимо кассы.
 
Лушников на другом форуме разъяснил, как он создал подобную (на его взгляд) ситуацию, и как из неё вышел. Впечатляет. И никакой политики.
 
Скажите, в чем не стыкуется? Имеется в виду, что с РД5 сразу налево вырулил, а не стал делать направо разворот с остановкой (тем самым сократил себе располагаемую длину ВПП).
(Ранее пропустил ваш вопрос на стр.89).
Имеется ввиду,что обычно взлёт без останова запрашивается на предварительном.
 
25 лет в авиации...
Отказ публиковать подлинную"запись переговоров" однозначно расцениваю как признание невиновности экипажа.А электорат уже получил свою дозу бреда и потерял интерес.

Присоединяюсь.И считаю недопустимыми любые обвинения экипажа,неуважительные и оскорбительные по отношению к экипажу высказывания.
Считаю любые выводы МАК не заслуживающими доверия без публикации переговоров пилотов,диспетчеров и показаний А.Сизова.
Считаю все переговоры персонала аэропорта Туношна и экипажей всех бортов в период с 15.00 до 16.30 важными для понимания причин катастрофы,а значит и для публичного обсуждения.
 
Извините, если не к месту...а сколько всего мест в пилотской кабине?
версия: могли ли быть во время взлета посторонние в кабине (кто то из экипажа, пассажиры)?

---------- Добавлено в 09:42 ----------

забыл поствить АУ

В данном случае два с половиной: командир и второй = классические кресла. Боринженер (бортмеханик) - откидное, расположенное между этими креслами.
действия экипажа ЯК-42 на взлёте http://www.avsim.su/f/iz-kabini-eki...ss-reys-tul-9782-38673.html?action=viewonline
и на посадке http://www.avsim.su/f/iz-kabini-ekipazha-97/posadka-yak-42-v-kazani-38675.html?action=viewonline
 
Последнее редактирование:
Реклама
Единственный выживший в крушении Як-42 выписан из больницы.
Полтора месяца за жизнь единственного выжившего в жуткой авиакатастрофе боролись врачи. Инженер по эксплуатации Александр Сизов имел ожоги 15 процентов поверхности тела и верхних дыхательных путей, множественные переломы и ушибы. Ему пришлось перенести три операции. 52-летнего инженера по авиационному и радиоэлектронному оборудованию выписали для лечения в домашних условиях из Института имени Склифосовского.
Теперь врачи уже с полной уверенностью говорят, что Сизов сможет вернуться к своей профессиональной деятельности. Будет ли только теперь летать Александр Сизов, неизвестно, это его выбор. Но уже заявил, что свою профессию точно не оставит.
 
Чтобы вы не читали много страниц, вот вам выборка.
Лушников рассказал "новые данные" ( начиная с http://www.avvakul.ru/forum/viewtopic.php?f=6&t=5935&start=440 ):

У экипажа все шло как обычно(штатно), даже расслабленно, до попытки поднять переднюю стойку - что для экипажа стало большой неожиданностью, ну а потом все стало плохо...
А нервотрепка, про которую все пишут - так это обычная ситуация для любого чартерного экипажа.
--------------
Как вам еще рассказывать, что экипаж не без сознания тормозил, а неосознанно! Я лично на Як-42 на взлете попал в такую же ситуацию и не поднял переднюю стойку, хотя все до скорости 165 было штатно. И стойку я разгружать начал на скорости 190, сразу же после доклада бортового инженера "185-рубеж" и моего ответа "Экипаж взлетаем". Беру штурвал....а он идет градуса на 4-5 по РВ. с нарастающим усилием и останавливается от того,что у меня нет сил его тянуть. Темп разгона у меня уменьшился потому, что бортинженер перестал читать скорость. Смотрю на указатель угла стабилизатора, а там .......Начинаю быстро переставлять стабилизатор. Бортинженер кричит 215. И только тут я понял, что я торможу упираясь, что есть сил в педали. Отпускаю силой воли тормоза, продолжая упираться в педали. Бортинженер-"230". Идет заброс носа с ужасным темпом, опережая разгрузку основных стоек, так как стабилизатор встал на -11 град., да и я тяну до одурения. Нарастание тангажа настолько большое, что рефлекторно с началом поднятия носа отдаю штурвал от себя, хотя тангаж растет до 25-27 град. на полностью отданном штурвале и отработкой стабилизатора назад я опускаю нос до взлетного положения. Система предупреждения альфа доп сработала один раз-............так как с ростом тангажа я все же снимал с углов машину
----------------
Уважаемый Евгений! Нет оснований вам не верить и не доверять! Но объясните, пожалуйста: 1. ПОЧЕМУ вы не прекратили взлет? 2. И, самое главное, что позволило вам все же взлететь - длина ВПП у вас гораздо более? Или зкипаж тот, в отличии от вас, был в ступоре более вашего? И еще, я чуть позже дам ссылку на ваш давний пост - что бы тему разговора рассширить.
Ответы просты так как из жизни:(только не смейтесь)
1. а) После скорости принятия решения 185 я проинформировал экипаж, что взлетаю.! До этой скорости я бы экстренно тормозил, если что-то пошло не так(не важно что даже);а так я продолжал взлет по РЛЭ, все же нормально.
б) После взятия штурвала и его упора(стойка не поднимается), я посмотрел на указатель стабилизатора и понял, что немного недоустановил стабилизатор(моя ошибка-стыдно) и быстро доустановлю(еще ошибка, но сомнений не было, что все спокойно переставлю);
в) Скорость росла, стабилизатор переставлялся, нагрузка на штурвале уменьшалась, вот вот пойдет стойка...зачем прерывать взлет
2. а) Вовремя заметил, что давлю не только педали, но и тормоза;
б) Мне никто не мешал управлять самолетом,(хотя справа сидел мой непосредственный начальник);
в) Длина ВПП 1750м. и я разбегался с первой плиты.
г) Я был истребителем и меня не испугал большой тангаж, я закончил школу испытателей и умел снимать с углов большие машины(Ту-134)
--------------
>>> ..Отпускаю силой воли тормоза...
>> Смешно,спасибо...
> Особенно про силу и волю! Вот уж не думал....
А Вы попробуйте давя педали всей ступней, оставить давление пятками, а носки поднять(они давили тормоза). Я смог это только волей...экскьюзми
--------------
не могли бы Вы приблизительно оценить (по Вашему мнению) на каком удалении от торца ВПП в Туношне:
1. экипаж выставил "номинал" двигателям;
2. 1-й раз попытался оторвать переднюю стойку?
Заранее благодарен за ответ.
К сожалению я не имею расшифровки бортовых самописцев и не могу их синхронизировать с кроками (чертежем) аэродрома, поэтому простите за отрицательный ответ.
Может VIK63 Вам поможет....
1. 600-800м.
2. 1500-1700м.
Но это мои фантазии...
----------------
>> А Вы попробуйте давя педали всей ступней...
> На ВЗЛЁТЕ ?? Ну да,ну да, - по чкаловски и ,довольно,круто !...
Не забывайте-я тянул штурвал на себя,а во что прикажете упираться???А еще направление по оси ВПП держать надо было.
На Як-42 безбустерное управление и ты тянешь не загрузочный механизм и золотник гидроусилителя, а непосредственно огромный руль высоты....!!!!!!!!!!!!!!
----------------
Ругаться нельзя, но почему подобную в корягу долбаную эргономику органов управления Як-42 (а может где-то и почище есть "кулибинство"?) наш МАК так упорно защищает? Только потому, что это первое ЛП, где о ней пришлось серьёзно заговорить, и то после угрозы ДАМ списать весь отечественный парк ВС и купить новый за бугром???
В примерную ситуацию попал Китайский Як-42, но он прекратил взлет и врезался в забор аэродрома (бетонный).Экипаж и первые ряды погибли. Потом сделали доработку, но ее можно обойти нажав на кнопку над табло "к взлету не готов".
А МАК знает, что Вы про китайский Як-42 не знаете.
А вообще в нашей стране можно было купить звание Героя Российской Федерации.....а вот новый Российский самолет нет!!!
---------------
А зачем так упираться, чуть ли не ломая железяку (это я про штурвал "на себя")? Ведь на Яке кнопка перестановки стабилизатора установлена на рукоятке штурвала "под палец" для работы им как триммером РВ. Не идёт штурвал - отриммируй, вроде так?
При поднятии носовой стойки стабилизатор уже должен быть установлен согласно факт. центровке. Мы тут особый случай разбирали.....
------------
А не надо вообще носками работать, и проблем не будет... И так нет ответа на мой тот пост. Тот, где ваш диалог с МАКом... И где про все "плохо" потом... Что так???
У меня ноги короткие....
А что с МАКом, МАК просто не мог поверить, что можно тормозить нечаянно на взлете(типа они что идиоты)
А потом летчики стали мешать друг другу взлетать и это плохо.
А потом так взлетели, что уже не справились с управлением, тут еще будка на пути...
В общем беда одна не приходит....
------------
А мешать друг другу - это КАК? Вы же говорили, что неосознанное торможение... Незаметное до перестановки СТАБа и отрыва... А драка то из-за чего??? И правильно МАК вам не поверил. (ИМХО). А ответов так и нет... Что так, Евгений? Или версия ваша сыпаться стала???
Одно другому не мешает. Взлетать начал 2П, но когда не смог поднять ПС в систему управления стал вмешиваться КВС(имел право). Кто из них тормозил неосознанно, тянув штурвал на себя, уже не важно(может оба). Когда один управляет, а другой помогает или мешает всегда плохо. А МАК потом мне поверил,судя по их официальным документам на сайте.
Задайте мне еще раз вопросы, на которые я так и не ответил - может я что-нибудь не правильно понял?????
---------
Имея впереди 1300м, заниматься хоть тем, хоть другим можно и не "ломая железяку" (т.е. давить на тормоза, тянув штурвал на себя "до одури") и не устраивая паники и неразберихи.
Как Вы думаете?
Да!!!!!!!!!!!!! ДА! да!!!!!!Только если не мешать друг другу взлетать, не упираться в тормоза, не цмыкать РУДами, и вообще не заниматься х..йней в кабине, будучи с пассажирами..
-----------
Я Вам больше скажу. Приходит ко мне во сне господь(назовем его так) и говорит, что наш экипаж вертолета погибнет в испытательном полете и я, если хочу остаться живым, должен уйти из этой организации. Естественно у меня куча вопросов к нему(к ним) - что можно изменить, что бы этого не произошло, будем ли мы виноваты в катастрофе и повесят ли на нас вину, даже, если не будем виноваты....Так он сказал, что катастрофа все равно будет-цепочка неправильных действий людей заполнилась- экипаж виноват не будет и его не обвинят в неграмотных или неправильных действиях. Я его попросил еще будучи лейтенантом (Они приходили ко мне 30 лет назад и мы интересно поговорили по любым вопросам) дать возможность полетать 30 лет. Он про это напомнил. Я попросил еще год и он подумав немного согласился. Прошел год, он пришел и говорит:" Все,уходи". Каково было удивление всего л\с военного представительства на Казанском вертолетном заводе, когда я собрал совещание на ЛИСе и объявил, что сегодня я выполняю крайний испытательный полет. Народ смотрел с немым вопросом..."что случилось?". Сегодня я заканчиваю летную карьеру.!!!-сказал я.
Катастрофа вертолета Ми-8мтв1 произошла 26 октября 2008 года при выполнении испытательного полета экипажем Казанского вертолетного завода. Экипаж обвинен не был. Отказ управления. (хотя оно здесь не причем)
Потом мне показали как было дело и причину катастрофы.
...
Мне не все показали в катастрофе Як-42, показали очень мало, очень......
Вот и все!
-----------------
> Скажите, пожалуйста, какими, по Вашему мнению, мероприятиями занимался экипаж на дистанции первых 600-800м от торца ВПП (предположенной Вами)?
Готовился к взлету.
> можно по-подробнее Вашу мысль? Выполнял контрольную карту (check list)?
По-подробнее нельзя....это тайна экипажа и я не имею права(кто я такой) вторгаться в души погибших людей и задавать вопросы. Это не корректно по отношению к ним. Сами они молчат.
 
Чтобы вы не читали много страниц, вот вам выборка.
Лушников рассказал "новые данные"

А потом летчики стали мешать друг другу взлетать и это плохо.
Взлетать начал 2П, но когда не смог поднять ПС в систему управления стал вмешиваться КВС(имел право). Кто из них тормозил неосознанно, тянув штурвал на себя, уже не важно(может оба). Когда один управляет, а другой помогает или мешает всегда плохо.Только если не мешать друг другу взлетать, не упираться в тормоза, не цмыкать РУДами, и вообще не заниматься х..йней в кабине, будучи с пассажирами..
А вот что писал Лушников раньше 30.09.11 :Вопрос ему :
Еще один вопрос - а не может быть того, что один взлетает, а другой тормозит? В этом случае слова "Что ты делаешь!" вполне уместны...
Ответ Лушникова
Нет !!!
В аварийной ситуации все начинают бороться за выживание самолета- работают на одно решение - взлет.
В противном случае КВС крричал бы, что тормозит, что взял управление на себя и т. д.
В Авиации не принято втихаря один взлетает, а другой жмет тормоза.............. не фантазируйте...
Как с этим быть?
 
Архип, это совершенно неважно, кому он отвечал. Ищите крупицы инфы в его словах.

Вот, Лушников добавил еще одну инфу:
А то что случилось со мной, было мной же доложено главному инженеру завода и ведущим инженерам на ЛИСе. И после катастрофы в Китае поставили блокировки.
В связи с этим вопрос - почему у нас не поставили блокировки или что-то там, или педали не переделали, чтобы так тупо не нажимать на взлете?

---------- Добавлено в 19:55 ----------

Vik63, думается, он не знает, кто реально взлетал. Я, например, думаю, что КВС взлетал. Слова КВС "Взлетаем, рубеж 190" должны произноситься пилотирующим пилотом, но потом правый что-то начинает советовать и спрашивать... Кто тормозил? КВС, очевидно.
 
Спасибо - знающие люди объяснили, что у ЯК-42 за соплами температура примено 800 К (или 1000 К "на взлетном") и скорость реактивной струи примерно 0,5 км/сек. Вероятно есть инструкция "позади взлетающего ЯК-42 ничего не ставить на расстоянии ..." и вот интересно, а на каком расстоянии она запрещает ставить самолеты? А если нет такой инструкции в виду того, что самолетов там просто не может быть никогда, то все- таки: будет ущерб самолету "сзади" в 300 метрах, если у "переднего" двигатели на взлетном режиме?
Я, когда был маленьким, то в Алма-Атинском аэропорту видел взлет ТУ-144, мне показалось, что поднялся "самум"!!
 
Последнее редактирование:
Я, когда был маленьким, то в Алма-Атинском аэропорту видел взлет ТУ-144, мне показалось, что поднялся "самум"!!
На 144-м другой тип ТРД.Эта машина изначально под сверхзвук была затОчена(практически - стратегический бомбер),и силовая установка сильно отличается от тех,что используются на классических лайнерах.Соотв.,температура перед турбиной и скорость потока на выходе из сопла несколько поболее,чем у ТРДД.
 
Т.е. сверхзвуковая?
:)

Теория тяги реактивных двигателей учит, что скорость звука реактивная струя достигает в критическом (наименьшем) сечении сопла и дальше в расширяющийся части (дифузоре, если память не изменяет) становится сверхзвуковой. Правда, скорость звука при 1 000 К значительно больше, чем 300 м/сек, поэтому я удивился, когда мне написали, что у двигателей ЯК-42 "на срезе сопла" скорость струи около 500 м/сек - мне показалось, что это маловато ...
Нет, похоже, что все правильно мне написали - грубый расчет дает скорость звука для углекислого газа при 800 К примерно 420 м/сек, значит 500 м/сек это и есть "сверхзвуковая".
 
Последнее редактирование:
Vik63, думается, он не знает, кто реально взлетал. Я, например, думаю, что КВС взлетал. Слова КВС "Взлетаем, рубеж 190" должны произноситься пилотирующим пилотом, но потом правый что-то начинает советовать и спрашивать... Кто тормозил? КВС, очевидно.
Вопрос не в том кто взлетал, хотя Лушников категорически утверждает что взлетал правый. А я же привел раннюю цитату где он пишет что разногласий в экипаже быть не могло, а сейчас он утверждает противоположное.
 
Реклама
если нет такой инструкции в виду того, что самолетов там просто не может быть никогда, то все- таки: будет ущерб самолету "сзади" в 300 метрах, если у "переднего" двигатели на взлетном режиме?
На трехстах метрах ничего не будет, если рассматривать только струю.
А вот если струя подхватит что-нить в себя, то могут быть неприятности.

Из практики - у нас в ТЭЧи самолеты обычно газовали на специальной площадке, оборудованной отражающими реактивную струю вверх бетонными плитами.
Но когда случалась запарка, газовали прямо на стоянке - привязывали покрепче, и дули.
Так вот - деревья трепало струей метрах на ста.
Как дальше не знаю - за той рощицей больше деревьв не было.
Кусок асфальта брошенный в струю исчезал - т.е. ему моментально придавалось такое ускорение, что глаза просто фиксировали внезапное изчезновение предмета.
Самолет Ил-28.
 
Назад