Это как? " Целеустремленный не моргающий взгляд и зажатый, до белезны костяшек, штурвал?" И, что "прокатит"? Лично для меня - тормозная сила была, а вот источник ее - ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ! В последнее время часто "навешивается" на тех кто не может ответить в свою защиту! У экипажа была одна неоспоримая ошибка - НЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ВЗЛЕТА ВОВРЕМЯ! Все остальное можно расчитывать и предпологать еще лет 10ть.Одно дело быть собраным и готовым к
нештатной ситуации, другое дело быть увереным что все прокатит и на этот раз, я ж так всегда делал.
Windows, для меня, все-таки, Вы в чем-то апологет МАКа (извините,если ошибся или обидел). Интересно Ваше мнение - почему в Отчете приведены графики, снятые WinArm32,(стр.181 Отчета,вариант *.pdf) - с момента начала движения судна (11,58,36)? Это кстати вопрос ко всем заинтересованным участникам ветки - так принято в Отчетах МАК? Поясню - в разрезе рассматриваемого события спорным представляется момент раскладки событий по времени - от запуска - до начала разбега - был ли исполнительный...По Отчету МАК - был - но почему-то графики не представлены - напомню хронологию - 11,50,55-11,52,38 - запуск двигателей в порядке - 3-2-1.......11,55,00 - начало рулежки .....11,57,00 - разговор о прогреве.....11,57,45 - на исполнительном на ВПП .....11,58,28 - РУД на 57-59........11,58,36 - страгивание на разбег......11,58,39 - РУД на 71,5-74,5........11,58,58 - РУД на 86-91.Поясню дополнительно - имеет право быть версия - что экипаж собирался вырулить в дальний карман, развернуться и стартовать оттуда, прогрев двигатели в движении - отсюда и 30 секунд до РУД на номинал вместо положенных по РЛЭ п.4,6,1 = 3-5 сек...Да , это многократно упоминалось, но убедительных аргументов нет,по крайней мере для меня...Вот и спрашиваю - так принято в Отчетах?И еще,кто может прикинуть - достаточно ли 2 минут для выруливания борта от места стоянки и запуска двигателей до места остановки на исполнительный старт? И еще - кто знает по движкам - есть ли некий минимум времени прогрева от запуска - до выхода на номинал - (утрируя = пример - секунда - мало , час - много)?
,
Нештатная ситуация, в контексте пилотирования это не ожидаемое поведение самолета на действия экипажа,, вызванное сторонними причинами. Как правило, все сторонные причины уже рассмотренны в виде отказов, изменений характеристик планера ввиду внезапных факторов и т.п. Как справедливо заметил KYA? наиболее вероятные отказы отрабатываются на тренажере. Все что не попадает в этот набор, и если проблема не фатальна, должен и обязан исправить экипаж, который готовился, учился и имеет опыт (должен иметь)Интересно, как можно быть готовым к нештатной ситуации. Она потому и нештатная, что никто не знает когда произойдет, что произойдет, и произойдет ли вообще! К чему готовиться?
Я про тормозную силу ничего не писал, откуда Вы это взяли? (тем не менее я не оспариваю выводы МАК о тормозящем моменте). Насчет целеустремленности, и хрустящих пальцев ( не пойму чем был вызван такой восторг у группы форумчан), именно целеустремленно они продолжали взлет, хотя , как вы справедливо заметили, его надо было прекратить как только не смогли оторваться на расчетной скорости (не важно по их данным или по МАК), и я это не оспаривал. Про "ПРОКАТИТ" - у экипажа прокатила целая цепочка отклонений от РЛЭ , а переключится из "собранности" в "что вообще происходит" не успели, и дело не в том что на их костях танцуют "танец с саблями", дело в том что никто не хочет признать факт что отклонение от правил, если не часто, но , как правило, ведет к фатальным последствиям, об этом и был мой спич.Это как? " Целеустремленный не моргающий взгляд и зажатый, до белизны костяшек, штурвал?" И, что "прокатит"? Лично для меня - тормозная сила была, а вот источник ее - ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ! В последнее время часто "навешивается" на тех кто не может ответить в свою защиту! У экипажа была одна неоспоримая ошибка - НЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ВЗЛЕТА ВОВРЕМЯ! Все остальное можно расчитывать и предпологать еще лет 10ть.
Вы знаете, мне лень возвращаться в начало, если не трудно напомните, что за "цепочка отклонений от РЛЭ" и доказано ли, что она существовала? Я считаю, что точно есть только одно звено - не прекращение взлета! Что касается "отклонения от правил", то Вы либо не связаны с авиацией, либо будете кривить душой, что никогда не допускаете "отклонения от правил". И как не странно,в авиации большая часть этих отклонений происходит на земле до полета (начиная от проходной и кончая границей). Не знаю как сейчас, но в мое время в воздухе пилоты отдыхали. Просто выполняли свою любимую работу и все. И чем туже "накрутят пружину" на земле, тем больше вероятность сделать ошибку. Кто в 90х летал чартеры с мешочниками по странам Азии, тот меня поймет! Я с Вами спорить не собираюсь, на этой ветке есть кому этим заниматься, но заявляя, что в Ярославле в кабине сидели разгильдяи, Вы не правы!у экипажа прокатила целая цепочка отклонений от РЛЭ
представьте себе, что было бы с КВС в случае прерванного взлета!!!!!!!!!!!!!!!!
Я не знаю как принято при серьезных АП в МАК-е, слава богу серьзеных АП не так много.
Просто хочу напомнить, что кроме отчета МАК еще предоставлял видео-реконструкцию, которую так же можно считать официальной.
http://mak.ru/russian/investigations/2011/yak-42_ra-42434.html
К Отчету есть масса претензий , какой уж тут документ тот мультфильм !
Вот , к примеру, из Отчета - прокомментируйте, пожалуйста...
п.3,1,73 = 11,59,36 – 650 м от торца ВПП
п.3,1,83 = 11,59,45 – Сход с полосы ВПП
Таким образом – за 9 сек борт преодолел 650 м – расчетная скорость объекта получается порядка 72,22 м в сек = 260 км в час,
однако ,согласно
п.3,1,79 = максимально достигнутая скорость была 230 км в час (63,89 м сек)
Тогда потребный интервал не 9 сек , 10,17 сек. Я осознаю ,что такое погрешность и точность измерений и вычислений, но в таком случае и утверждать , что скорость не превысила 230 , и что БМ ошибался – это –«притянуто за уши для гипотезы торможения», а вот если борт и на 260 не поднял нос????? Тогда какие выводы!?!
справедливо только если это коллектив невеж под управлением таких-же горе-управленцев.Чем больше людей задействовано, чем дольше документ составляется тем больше в нем неточностей и расхождений
Да уж, это не столик перенести из салона в салон. Хватало!Да, романтики там было через край!
Ну вот видите, запасы большие на самом деле, а МАК уверяет что 2 % сдвига центровки вперед ( 1700 кгс торможения) на скорости практически взятия на себя стойки привело к упиранию экипажа в усилия по РВ и неподнятию стойки.) А где были бы все эти азиатско-турецкие чартеры?Да уж, это не столик перенести из салона в салон. Хватало!
Ну вот видите, запасы большие на самом деле, а МАК уверяет что 2 % сдвига центровки вперед ( 1700 кгс торможения) на скорости практически взятия на себя стойки привело к упиранию экипажа в усилия по РВ и неподнятию стойки.) А где были бы все эти азиатско-турецкие чартеры?
...МАК уверяет что 2 % сдвига центровки вперед ( 1700 кгс торможения) на скорости практически взятия на себя стойки привело к упиранию экипажа в усилия по РВ и неподнятию стойки.
Это называется накопление ошибки при трактовке полученных значений.
Если вы обратитесь к диаграмке на пару страниц выше, вы увидите, что или 650 или время просто неточно написаны в тексте отчета.
Таких неточностей по отчету уйма, документ большой, было несколько версий расшифровок МСРП- первоначальная, потом откорректированная на предмет убирания известных ошибок и т.д.
Вы же трактуете написанное ~650 как ровно 650 и оттуда отталкиваетесь.
Если вы очень хотите найти нестыковку - вы ее найдете, если кто-то очень хочет найти переднюю центровку - он ее найдет.
Точка 2400 была пройдена в 25 секунд, Длина полосы примерно 3050
Увеличение амплитуды перегрузок примерно на 45-46секунде
11 секунд на 650 метров - это 212 средней скорости, 10 секунд - 234... даже без учета того, что скорость приборная а не путевая (+ как минимум 5 км/ч поправки) и есть 6,5 км/ч попутной составляющей ветра.
На всем интервале 36-45 секунда скорость приборная регистрировалась 225-230 км/ч.
Добавляем 14 км/ч к (5 поправка аэродинамическая, минимум 2,5 км/ч за счет плотности воздуха, 6,5 км/ч ветра) к 225 получим 239 км/ч путевой
На такой скорости за 9 секунд самолет пройдет 600 метров, за 10 секунд - 663 метра.
Одна секунда погрешности и у вас уже получается искомые ~650 метров.
Правильно 190 вместо 210 . А здесь рекомендация из Бехтира о необходимости разгрузки стойки на скорости 170-180 при взлете с грунта.Как видно это штатный прием , предусмотренный для той серии Як-42 которая взлетала с грунта ( с пониженной взлетной массой). Остальное даже неохота комментировать.заниженную скорость начала подъема ПОШ (185 вместо 215).
Вы какую скорость 250-260 берете воздушную или путевую?Вот-вот - поэтому назвать скорость , достигнутую бортом = 230 - максимум - это такая же натяжка , как и считать , что скорость реально была достигнута 250-260 км в час. Но вот я и обращаю внимание тех , кто считал моменты кабрирование-пикирование, отталкиваясь от скорости 230 км в час = попробуйте-ка посчитать при скорости 250-260 - что получиться? Хватит ли надуманной ТС, чтобы компенсировать моменты от стаба и РВ и не дать пойти стойке? Думаю, что ну никак - и мне видиться здесь подстверждение гипотезы VIK...И еще - я уж подзабыл - считали ли центровку для борта при его полете В Туношну - пустым - ведь там все известно - экипаж, топливо,нет груза,нет пассажиров...Мог он лететь без балласта?
А по-поводу - Документ большой - именно ,учитывая,что его создают спецы и что ОН ДОКУМЕНТ, и сколько времени его"вылизывали" - совершенно недопустимо было выпускать его в свет с таким количеством огрехов и нестыковок. Что касаемо инженерного понятия "примерно 650" - то как-то принято ( может быть - было?) считать,что это некий интервал "около 650" с учетом погрешности измерений-вычислений, но уж никак не диапазон 550-750 - так как использование точности указания дистанции 50 м - значит это должно быть в интервале 625-675 м.
В ваших фантазиях правильноПравильно 190 вместо 210 . А здесь рекомендация из Бехтира о необходимости разгрузки стойки на скорости 170-180 при взлете с грунта.Как видно это штатный прием , предусмотренный для той серии Як-42 которая взлетала с грунта ( с пониженной взлетной массой). Остальное даже неохота комментировать.