Обсуждение авиакатастрофы Як-42 RA-42434

Реклама
К примеру: на одном из чартеров загружали груз в салон через правую аварийную дверь, оборудованную надувным трапом (ЯК-42). После окончания загрузки дверь закрыли, а фартук с металлической планкой для зачаливания трапа к полу салона, осталась снаружи. На взлете она оторвалась и попала в правый двигатель.
Сомнительная история, как-то очень слабо в нее верится
 
Сомнительная в чем?
1. Дверь вводится внутрь при закрытии, естественно вместе с фартуком(он достаточно короткий( и если болтается-цепляется за проем-можно распустить-поэтому всегда смотрят, а вообще после отцепки, должен висеть в своих упорах на кожухе трапа, но допустим, болтался)
2. Даже если предположить невероятное, нижняя створка двери не сможет закрыться, при фартуке вытянутом наружу а она связана с ручкой закрытия двери, дверь не закроется( но, допустим, ребята сильные, створка люфтила-пересилили)
3. Что никто не заметил висящего языка(допустим ночь), не пристегнули трап(допустим забыли).
Слишком много допустим. Или есть документальное подтверждение?
 
должен висеть в своих упорах на кожухе трапа, но допустим, болтался)
Я не так силен в инете, где смог поискал, но не нашел. Было это примерно в 95 - 97гг а/п Алеппо, Донецкий Як-42, квс Данилов. А упоры для фартука на трапе появились после этого случая. Б/и сняли на год с летной работы, а второго сразу ввели в КВС, сейчас летает на 319. Мой бывший второй пилот еще по АН-2. Извините, но большими доказательствами не располагаю. Мне они и не нужны. Поищите, где то должны засветиться.
 
Последнее редактирование:
пишется ручник на Яке?
Не пишется.
Сомнительная история, как-то очень слабо в нее верится
Попадание фартука надувного трапа под дверь имело место быть неоднократно, но было вовремя замечено, поэтому ни к каким негативным последствиям не привело. О случае, описанном уважаемым lopast56, мне не известно, но это ни о чем не говорит, поскольку в то время бардак в авиации был такой, что и более серьезные происшествия успешно скрывались.
 
Валерий Котенко, работавший на момент авиакатастрофы бортмехаником в компании "Як-Сервис" и входивший в состав экипажа разбившегося самолета, рассказал, что не попал в роковой рейс только потому, что проходил в стационаре годовую медицинскую комиссию. Он собирался уходить на пенсию, но командир воздушного судна Андрей Соломенцев уговорил его пройти медкомиссию: мол, вдруг повезет, и медики допустят к дальнейшей работе. Поэтому в состав экипажа для полета в Ярославль, а оттуда с хоккейной командой в Минск был включен бортмеханик Сергей Журавлев.

На суде Валерий Котенко признался, что, когда во время следствия ему дали прослушать запись переговоров экипажа перед катастрофой, он был немало удивлен ее содержимым.

- Я много летал и знаю, о чем мы обычно должны говорить. Так, как говорили они, мы не разговаривали никогда. Я даже не могу объяснить, в чем дело, просто какой-то не такой разговор. Посторонние темы какие-то, мат. То есть мы тоже могли иногда ругнуться, но так мы не ругались никогда, - разводит руками свидетель. - Меня следователь спрашивал тогда: может, они вас просто боялись, потому что вы самый старший из них? Не могу сказать. Когда я слушал их, я не мог понять, что с ними вообще, как будто они какие-то... не в себе. Но следователь сказал, что они "все чистые", все проверены. И уже во время разбега самолета обычно механик диктует скорость: 150, 170, 190, "рубеж", дальше следует команда КВС "продолжение взлета" (или "прекращение взлета"), подъем, отрыв… А тут механик говорит: 150, 170, 190, 200… Нет нужных команд. Не понимаю, почему так.

По словам Валерия Котенко, он летал на Як-42 434, разбившемся возле ярославского аэропорта "Туношна", с 1994 года. К самолету претензий не было, он регулярно проходил техобслуживание, и последний раз ему "делали форму" летом 2011 года в Казани.

- Я тогда сам принимал самолет в Казани, осматривал, и мы перегоняли его во "Внуково", - рассказал Котенко. - Никаких вопросов к его техническому состоянию не возникало.

С КВС Соломенцевым бортмеханик Котенко работал несколько лет, а со вторым пилотом Жевеловым начал летать лишь с мая 2011 года, когда ушел на пенсию пилот-инструктор Румянцев. Экипаж в составе Соломенцев - Жевелов - Котенко до катастрофы отлетал всего примерно 50 часов, но, по мнению свидетеля, был слаженным и высокопрофессиональным.

- Вот уже несколько лет я думаю и не могу объяснить себе, из-за чего произошла эта катастрофа, - недоумевает бывший бортмеханик.

Тот факт, что с самолетом все было в порядке (точнее, с его тормозной системой), подтвердил и начальник отдела исследований аварийной и отказавшей техники Государственного центра безопасности полетов Александр Тушенцов.

- Мы проводили исследования всех агрегатов системы торможения Як 42, - рассказал свидетель. - Наши специалисты не установили отказавших агрегатов и не нашли признаков, которые могли бы свидетельствовать о том, что при последнем взлете самолета произошел отказ тормозной системы.

Более того, по мнению Александра Тушенцова, "само развитие аварийной ситуации протекало таким образом, что даже предполагать отказ тормозной системы было бы сомнительно".

Процесс по делу о крушении самолета с хоккейной командой "Локомотив" на борту продлится до конца недели, а в дальнейшем, скорее всего, будет снова объявлен двухнедельный перерыв.
http://www.rg.ru/2015/03/05/reg-cfo/loko.html
 
ЯРОСЛАВЛЬ, 25 марта. /ТАСС/. Крушение Як-42 с хоккейной командой "Локомотив" произошло из-за ошибки экипажа. Так считает заслуженный пилот России Юрий Сытник. Об этом он заявил в среду в зале Ярославского областного суда, сообщила ТАСС секретарь суда Татьяна Каныгина.

"Независимый эксперт Юрий Сытник, выступивший в деле свидетелем, рассказал, что придерживается версии МАКа (Межгосударственного авиационного комитета) о том, что причиной катастрофы стала ошибка пилота, а именно, обжатие тормозов", - сказала секретарь суда в беседе с корр. ТАСС.

Как сообщалось ранее, по заключению технической комиссии МАК, катастрофа самолета Як-42 произошла из-за ошибочных действий экипажа - обжатия тормозных педалей перед подъемом носового колеса и неправильного положения ног на педалях в процессе взлета, то есть ноги на тормозных площадках.

Кроме того, в среду был опрошен водитель хоккейного клуба "Локомотив" Андрей Соколов, который рассказал, каким образом команда добиралась до аэропорта в день катастрофы. В качестве свидетеля в Ярославль был также вызван начальник отдела Ространснадзора Валерий Киселев.

Следующее заседание суда назначено на 26 марта, судья Вячеслав Востриков опросит еще пятерых свидетелей.
http://tass.ru/proisshestviya/1854846
 
Пожалуй, тогда лучше цитировать вот эту ссылку

http://www.rg.ru/2015/03/26/reg-cfo/sud.html

-------------
На вопросы суда в Ярославле ответил один из экспертов, проводивших летную комплексную экспертизу по уголовному делу о крушении самолета с хоккеистами возле ярославского аэропорта "Туношна".
По словам члена президентской комиссии по развитию авиации общего назначения Юрия Сытника (налетал 24 тысячи часов на разных типах самолетов, но на Як-42 не летал), одним из решающих факторов, повлиявших на исход полета, стала неслаженность действий экипажа самолета. В частности, бортмеханик Сергей Журавлев не произнес в нужный момент команду "Рубеж".

- Есть такое понятие "Рубеж", когда командир корабля принимает решение, продолжать взлет или прекращать, - говорит Юрий Сытник. - Эта команда летчикам, которые не очень смотрят на прибор скорости, выдерживают направление перед собой и знают о набираемой скорости по докладу бортмеханика. В этом полете такой команды не было, что говорит о том, что экипаж был чем-то очень отвлечен во время взлета. Напряжение было таково, что бортмеханик не дал такую команду.

Почему - можно только гадать. Как признался эксперт, поначалу он думал, что "их выгоняли с аэродрома", потому что в Ярославле проходил политический форум.

- Там было правительство, был саммит, - объяснил он. - Я участвовал в таких полетах и знаю, что всех остальных в таких случаях гонят с аэродрома. Но в предполетных разговорах членов экипажа я спешки не нашел.

Кроме того, что не прозвучала нужная команда, кто-то из членов экипажа - скорее всего тот же Журавлев - в решающий момент самостоятельно перевел двигатели на малый газ.

- Там просматривается установление малого газа без команды КВС, самостоятельно, - продолжает эксперт. - Двигатели пошли на малый газ, а затем кто-то из летчиков резко снова поставил их во взлетное положение. Начался помпаж двигателей и обратная потеря скорости. Как может бортмеханик без команды КВС вмешаться во взлет и поставить двигатели на малый газ?! Это нонсенс. Раздается вопрос: "Че ты делаешь-то?!", а потом неоднократная команда командира: "Взлетный! Взлетный!" Бортмеханик не отвечает, командир не понимает, то ли на номинальной скорости самолет, то ли уже на взлетной и почему скорость не нарастает. Бортмеханик не выполнил свои прямые обязанности.

Эксперт полагает, что если бы двигатели не были неожиданно переведены на малый газ, возможно, катастрофы бы не случилось и самолет смог бы взлететь. Почему этому предшествовало подтормаживание, которое экспертная комиссия объяснила непроизвольным обжатием тормозных педалей кем-то из членов экипажа, эксперт в суде исчерпывающего ответа тоже не дал.

- Сказать со стопроцентной уверенностью, что именно так и было, что кто-то притормаживал, я не могу. Я там не был. Но других объяснений падения скорости у меня нет, - резюмировал он.

При этом у эксперта именно к Журавлеву не оказалось никаких претензий в связи с его профессиональной подготовкой. Он сделал вывод, что только Журавлев имел право находиться в кабине самолета, поскольку командир Андрей Соломенцев не прошел проверку на соответствие занимаемой должности, а второй пилот Игорь Жевелов не закончил переобучение на тип самолета Як-42 - документов, подтверждающих обратное, эксперт Сытник не нашел. Сторона защиты, доказывавшая, что все документы есть, попросила суд представить в заседание летную книжку Жевелова, однако копии ее в деле не оказалось, а оригинал находится в так называемом первом деле о крушении Як-42, в рамках которого должно быть установлено, виновен экипаж в катастрофе или нет. То дело до сих пор находится в производстве СКР, а рассматриваемое сейчас в Ярославском районном суде было из него выделено. Оно касается организации летной работы в компании " Як-Сервис".

На вопрос потерпевших, могло ли на экипаж оказываться воздействие извне, эксперт ответил утвердительно.

- Вывести из строя пилота легко, психотропное оружие никто не отменял, но как это доказать? - задал ответный вопрос Юрий Сытник. Однако воздействовать на самолет, по его мнению, было невозможно.

- Существуют две логики в построении самолетов, - пояснил он. - На самолетах российского производства главный - командир воздушного судна. А, например, на французских лайнерах главный - компьютер, - объяснил Сытник. - По последней катастрофе в Альпах у меня есть подозрение, что хакеры могли вмешаться в электронику этого самолета и изменить ему маршрут, заглушить радиостанцию. Тут все возможно. Но Як-42 - чисто механическая машина. Там хоть какую станцию ставь - можно будет воздействовать только на мозги экипажа и пассажиров. В механику невозможно вмешаться.

Напомним, единственный подсудимый по рассматриваемому делу, бывший заместитель гендиректора по организации летной работы авиакомпании "Як-Сервис" Вадим Тимофеев, обвиняется в том, что допустил экипаж самолета к выполнению рейса Внуково - Ярославль - Минск 7 сентября 2011 года с грубейшими нарушениями правил безопасной эксплуатации воздушного транспорта.
------------- конец цитаты
 
Последнее редактирование:
Он сделал вывод, что только Журавлев имел право находиться в кабине самолета
Имел действующий допуск для управления воздушным судном в соответствии с требованиями всех нормативных авиационных документов?

однако копии ее в деле не оказалось, а оригинал находится в так называемом первом деле о крушении Як-42, в рамках которого должно быть установлено, виновен экипаж в катастрофе или нет. То дело до сих пор находится в производстве СКР, а рассматриваемое сейчас в Ярославском районном суде было из него выделено.
Это уже интересно.
 
Последнее редактирование:
Реклама
......
На вопросы суда в Ярославле ответил один из экспертов, проводивших летную комплексную экспертизу по уголовному делу о крушении самолета с хоккеистами возле ярославского аэропорта "Туношна".
По словам члена президентской комиссии по развитию авиации общего назначения Юрия Сытника ...
Какое-то неприятное ощущение оставило выступление свидетеля, хамовитый персонаж, ИМХО.
Вот бы ему задать вопрос, а какое значение рубежа было установлено в этом взлет?
Если следовать стенограмме, рубеж "консенсусом" определили в 200 и именно на 200 прозвучала команда "Э: (нрзб)/(поднимайте)". Есть некоторая разница между "нрзб" и "в этом полете такой команды не было". В суде, все-таки, свидетелем выступает.
А эта филигранная подводка: "кто-то из членов экипажа - скорее всего тот же Журавлев - в решающий момент самостоятельно перевел двигатели на малый газ" -> "Как может бортмеханик без команды КВС вмешаться во взлет и поставить двигатели на малый газ?" С каких он решил, что это именно БМ сдернул РУД? Почему бездоказательно обвиняет? За все годы обсуждения, мы разобрали здесь РЛЭ "на кварки" и выслушали мнения многих специалистов. Не припомню, чтобы кто-то к БМ имел претензии. По РЛЭ (да и эргономически), на взлете, БМ, как никто, далек от РУД - управляет ими КВС, а прервать взлет может только один из пилотов. В сухом остатке из "претензий" к Сергею Журавлеву остается то, что он на V1 доложил "Поднимайте" а не "Подъем".

Наверно я предвзят, но мне кажется, что цель выступления свидетеля была в смысловой связке - "Я участвовал в таких полетах и знаю, что всех остальных в таких случаях гонят с аэродрома. Но в предполетных разговорах членов экипажа я спешки не нашел".
 
13 апреля, AEX.RU – Ярославский районный суд в понедельник допросил президента хоккейного клуба "Локомотив" Юрия Яковлева по делу об авиакатастрофе под Ярославлем осенью 2011 года, в которой погибла команда "Локомотив", передал корреспондент "Интерфакса".

"К авиакомпании ("Як Сервис" - ИФ) никогда не было претензий. Ребята всегда отзывались положительно", - сообщил на суде Ю.Яковлев. Ранее сообщалось, что этой авиакомпанией хоккеисты "Локомотива" летали уже несколько лет.

Также Ю.Яковлев пояснил, что выбором авиакомпании занималась компания-брокер. "Мы давно сотрудничаем с компанией-брокером "Курзамес-Авиа", они всегда и определяли авиакомпанию для полетов", - пояснил президент хоккейного клуба.

В декабре 2014 года хоккейный клуб "Локомотив" подал в суд ходатайство о признании себя потерпевшим по делу об авиакатастрофе под Ярославлем, произошедшей в сентябре 2011. Сумма иска составила около 3 млн рублей. Суд постановил приобщить ходатайство к материалам уголовного дела.

Ю.Яковлев также сообщил, что багаж "Локомотива" не был застрахован. "Имущество клуба не было застраховано", - заявил он.

Ранее несколько свидетелей по делу об авиакатастрофе под Ярославлем заявляли, что багаж хоккеистов перед вылетом не взвешивался и не проверялся.

Ю.Яковлев также заявил, что не влиял на дату вылета команды. "Всегда расписание определяет главный тренер с помощником. Они выбрали, что удобнее лететь 7 числа", - заявил Ю.Яковлев. Однако, по его словам, дата и место вылета могли быть другими.

"Ситуация была такая, что не было шанса вылететь 7 сентября, а потом нам дали даты на выбор - 6 и 7 числа", - сказал президент хоккейного клуба.

Отвечая на вопросы потерпевших, Ю.Яковлев пояснил, почему он не сопровождал команду. "Я уже много лет летаю с командой только на игры плэй-офф", - заявил Ю.Яковлев.

Ранее несколько потерпевших по делу и подсудимый хотели заслушать показания президента ХК "Локомотив" по вопросам формирования багажа и выбора экипажа.
http://www.aex.ru/news/2015/4/13/133048/
 
ЯРОСЛАВЛЬ, 14 апреля. /Корр. ТАСС Андрей Серов/. Авиакатастрофа самолета ЯК-42 под Ярославлем в 2011 году произошла по вине командира экипажа, считает летчик-испытатель, Герой РФ Магомед Толбоев. Во вторник он был допрошен в качестве эксперта в Ярославском райсуде в рамках дела о крушении, передает корр. ТАСС из суда.

"В крушении самолета виноват командир экипажа, который должен был принять решение и сказать: "Прекращаю взлет" или "Продолжаю взлет", но он этого не сделал. Командир не управлял экипажем", - сказал Толбоев.

По его мнению, принимая решение о взлете, экипаж "мучался", что говорит о его непрофессионализме. "Виноват и командир экипажа, и командир отряда, и командир звена, и руководитель Россавиации, которые допускают к полетам недоученные экипажи", - отметил летчик-испытатель. На вопрос потерпевшей стороны, мог ли экипаж ЯК-42 после отрыва от земли продолжить полет, Толбоев ответил отрицательно. По его мнению, ни один летчик-испытатель на такой высоте не смог бы выровнять самолет и продолжить полет.

На судебном заседании был допрошен еще один летчик-испытатель, принимающий участие в работе комиссии МАК, Василий Севастьянов. Он лично сидел за штурвалом аналогичного самолета ЯК-42 при моделировании ситуации, которая привела к катастрофе. Севастьянов считает, что самолет взлетал из ярославского аэропорта Туношна с притормаживанием.

"Притормаживание было на основных шасси самолета, переднее колесо не тормозило, - пояснил корр. ТАСС Севастьянов, подтверждая версию МАК о причинах катастрофы. - Самолет взлетел, как только закончилось торможение, уже за пределами взлетной полосы".

По его словам установить, кто конкретно из пилотов жал на тормоза - невозможно. Он также отметил, что ему показались странным поведение экипажа до и время взлета ЯК-42. Такой вывод, по его словам, был сделан после прослушивания радиопереговоров экипажа разбившегося самолета.

Толбоев также не исключил, что пилоты ЯК-42 жали на тормоза во время взлета. "Это ошибка многих пилотов" - сказал он.
http://tass.ru/proisshestviya/1902583
 
Есть заключение МАК, где черным по белому написано:
Непосредственной причиной катастрофы самолёта Як-42Д RA-42434 явились ошибочные действия экипажа, выразившиеся в обжатии тормозных педалей перед подъёмом переднего носового колеса при неправильном положении ног в процессе взлёта (ноги на тормозных площадках).

Сопутствующими факторами явились:
...
ошибки и невыполнение технологических процедур, допущенные экипажем при подготовке и расчёте параметров взлёта, а также в процессе разбега;

Какие именно ошибки написано в середине отчёта:
КВС принял неграмотное решение о взлёте на номинальном режиме от траверза РД5;
Первые 13 секунд движение происходило на пониженном режиме работы двигателей (РУДы 71-74 град.)
Значение скорости Vr названа неправильно (расчёта не производилось)
Фактически установленный режим работы двух из трёх двигателей был ниже номинального (По РЛЭ номинальный режим соответствует положению РУД 90-92 град., фактически РУД1 - 90.5 град., РУД2 - 86.3 град., РУД3 - 88.4 град.)


Вот все факторы налицо.
 
Доказано, что при торможении колес ОШ, самолет не взлетит. Все остальное - положение ног, нажатие на тормоза - предположения.
Фактов самопроизвольного срабатывания тормозов не установлено. Да и странный был бы отказ какой-то.
Версия, за которую ухватились с первого дня как за соломинку.
ЕМНИП, далеко не с первого. Но могу и ошибаться.
 
Вы сами в это верите?
Во что? Что есть заключение? Верю.

На сайте того же МАК, кстати, есть еще доп. материалы расследования:
http://mak.ru/russian/investigations/2011/materials_ra-42434.pdf
Там на первой страничке циклограммы, сгенерированные в winarm.
Я, к примеру, если имею сомнения в правильности отчёта всегда их смотрю и анализирую.
 
ЯРОСЛАВЛЬ, 24 апреля. /Корр. ТАСС Андрей Серов/. Ярославский районный суд отложил до 6 мая рассмотрение уголовного дела об авиакатастрофе ЯК-42, в которой погиб основной состав ярославской хоккейной команды "Локомотив", сообщила 24 апреля ТАСС представитель суда Татьяна Каныгина.

"Сегодня в ходе судебного заседания было заслушено два свидетеля: один из них очевидец авиакатастрофы, дачник из поселка Туношна, другой - специалист корпорации "Иркут" (в составе корпорации есть инженерный центр им. А. С. Яковлева - прим. ТАСС)", - сказала Каныгина.

По ее словам, специалист "Иркута" заявил, что авиакатастрофа не могла произойти из-за притормаживая самолета во время взлета.

"По его версии, это произошло из-за неправильно выставленных стабилизаторов", - отметила собеседница агентства.
http://tass.ru/proisshestviya/1929576

Свою оценку произошедшему дал бывший летчик Владимир Батищев. В 2011 году, когда произошла катастрофа, он работал руководителем департамента организации эксплуатации воздушных судов корпорации «Иркут» - собственника одного из самолетов, эксплуатируемого компанией «ЯК-Сервис».

Батищев отметил, что экипаж самолета допустил ряд ошибок, которые вместе привели к катастрофе: решение лететь, не имея точных данных по весу груза на борту (из-за этого «на глазок», и, как оказалось ошибочно, настроили приборы), разгон не с начала полосы, не прекращение взлета, когда что-то пошло не так.

- Настораживает упорная целенаправленность командира взлететь, несмотря ни на что, - отметил он. - Это либо боязнь, что накажут, либо экипаж был неадекватен.

По мнению Батищева, о неадекватности команды говорит и их разговор в кабине – казалось, что они не собраны, диалоги не профессиональны.
http://www.yar.kp.ru/online/news/2039109

На заседании дала показания жительница Туношны Марина Гаврилова. Она рассказала, что когда злополучный борт начал взлет, она находилась недалеко от аэропорта – на дачном участке вместе с двухлетней внучкой. Малышка боялась самолетов и, услышав звук разгоняющегося ЯК-42, заплакала. Марине Гавриловой показалось, что пока самолет катился по полосе, слышался странный звук – как будто что-то попало в спицу велосипеда.

- Я взяла ребенка на руки и стала утешать: «Не бойся, мы сейчас дядям ручкой помашем». У меня до сих пор слезы наворачиваются, когда я это вспоминаю, - рассказала она.

Самолет, по словам свидетельницы, выкатился за пределы взлетной полосы, взлетел, задел крылом вышку, потом наклонился на бок и упал. После этого раздалось два взрыва – один, когда борт ударился о землю, и второй – когда его часть упала в воду.
http://www.yar.kp.ru/online/news/2039042
 
Реклама
Назад