Но в целом тут конечно все сошлось - 5 пунктов нарушения РЛЭ, неудачно сделанные блокировки реверса, неудачно сделанная блокировка прямой тяги, излишняя сила кого то из летчиков...
Я бы сказал 50 процентов вины на летчиках, 50 на самолете, даже вероятно 70 / 30 (30 на самолете).
День добрый всем...
Сразу скажу - не летчик, хоть с самого детства фактически жил в авиации)))
Образование техническое.
Дислеймер - все ниже сказанное не относится ни к кому лично, и сугубо ИМХО.
Вот не понимаю я такого утверждения - когда пишут, что в этих катастрофах виноват в чем-то самолет. Так как например, stranger267 пишет (без обид, ладно?).
В этой катастрофе, в Преми, в Петрозаводске, у поляков в Смоленске, арбуз в атлантике и т.д. - в чем именно виноват собственно самолет??? Он - самоль - такой, какой он есть. Да, с особенностями. Да, с недостатками. Но не плохой или хороший. Просто техника.
Или в чем вина конструкторов - в том, что не предусмотрели внутри кабины манипулятор с линейкой, который по шаловливым ручкам херачить будет в момент нарушения технологии работы??? Что значит "неудачная" блокировка? Она или есть, или ее нет. За РУР ведь тянул не мимо проходящий гражданин из любопытства, а пилот, налетавший туеву хучу часов, и не раз сдававший зачеты-допуска... Точно знающий, КАК НАДО правильно работать с рычагами...
Блин, даже машинку стиральную покупаешь - приходится читать мануал. Ну разные они все!!! И шоб работала - крутить на них переключатели надо в разные стороны... В ПРАВИЛЬНЫЕ !!!
А тут по итогам расследований создается абсолютное, стойкое ощущение - что летному составу, нафиг не надо заниматься изучением особенностей техники. Получил допуск - и вперед, заре навстречу! К дню авиации. И пральна, че там учить? Везде ж все одинаково! Штурвал (джойстик), педали, РУД да РУР. Чё их учить?
Ивот тут то - один самоль крутит по-привычке, а не по авиагоризонту, второй пытаясь крены удержать вручную джойстиком - на себя его затягивает, третий РУРы рвет а не перекладывает...
Не виноват самолет, если люди не знают технику и не умеют ей управлять... Какой бы своеобразный он не был.
Вон, в конце ВОВ наши у немцев захватили экспериментальный самолет с полностью обратным алгоритмом управления - и ничего, наши летчики успешно его в Россию перегнали. Было бы желание изучить матчасть. Никакие "кривые" системы летать не помешают.
Причем основное непонимание у меня вызывает вот что. Все мы люди, все мы человеки. И нет никого, кто всегда живет строго по регламенту и никогда ничего не нарушает. Тем более, если рук.доки допускают определенную свободу действий. Всегда есть соблазн рамки этой свободы мужественным плечем слегка подвинуть.)))
Но по-моему - нарушать что-либо можно только тогда, и до такой степени, когда и пока ты четко осознаешь физику процесса и последствия своих действий.
А если ВООБЩЕ, В ПРИНЦИПЕ не знаешь и не понимашь, ЧТО ИМЕННО ты делаешь своими руками... А просто тупо ломишься вперед, "офигев в атаке"...
Никакой тут не тунельный эффект - банальная недоученность...
А самое парадоксальное - получается, что при огромном количестве "контролирующих и проверяющих" дармоедов всех мастей и рангов - увидеть все эти недостатки в подготовке и исправить их - на сегодняшний день некому? Ведь случаи то не единичные, системные ошибки... И нет единой (федеральной) службы, которая на деле, а не на бумаге, следит за безопасностью...
Нет, я не идеалист, и четко понимаю, где и когда я живу... Понятное дело, что у нас в консерватории неладно...
Получается, что сейчас вообще летать вредно ))) Тока паровозами Морфлота)))
З.Ы. Вспомнил, как однокашник рассказывал - в лихие 90-тые, когда в армию уже и брать то стало некого, отчаявшись хоть чему-нибудь научить бойца родом с южных окраин, служившего на ДПРМ, он просто тупо наклеил на каждый нужный тумблер бумажку с номером - по очереди включения-выключения. После этого особых проблем запустить аппаратуру "дистанционно" по телефону - у него не было. Даже с учетом "грамотного" бойца... Но вот только ДПРМ-то не летает...