Организация авиаперевозок во времена СССР

Именно на этот период приходится обустройство огромного количества площадок Ан-2 для связи отдаленных населенных пунктов с райцентрами,cтроительство большого числа новых аэродромов и реконструкции старых, открытие новых авиапредприйтий и авиалиний.
По какому принципу отбирались населённые пункты, где нужно было строить аэродромы?
Как-то учитывалось наличие других сообщений (автодороги и ж/д)?


---------- Добавлено в 15:13 ----------


"Отчет", так сказать, потребовали где-то в 1980 г.
У кого зачесалось потребовать отчёт? :)
 
Реклама
У кого зачесалось потребовать отчёт? :)
У Совета министров. А уж с чем это было связано, можно только предполагать. Некоторые считают, что толчком послужил Афганистан, но готовились к войне не только там. Другие говорят, казна стала пустеть не только по этой причине.
 
Выделялось, к примеру, 6 мест постоянной промежуточной брони на транзитный рейс, они тут же раскупались и в кассах говорили, что мест больше нет, а в аэропорт перед вылетом не каждый приедет, поскольку нет четкой гарантии того, будут ли места по прилету самолета. А они очень часто бывали.
Кстати, во времена билетного дефицита это была реальная возможность улететь. Помню, нужно было в Москву. Билетов в агентствах, естессно, нет. Но был еще шанс) Приехали мы в кемеровский аэропорт под рейс Нерюнгри-Кемерово-Москва, из Нерюнгри якуты прибыли полупустыми (свободными оказались около 70 мест), мы взяли билеты (да и все остальные места преспокойно раскупились) и отбыли загруженными под завязку к месту назначения))
 
Последнее редактирование:
Uran, а не встречались ли вам какие-нибудь книги или диссертации на тему организации авиаперевозок в советское время и их экономики.
Было б любопытно почитать с ссылками на конкретные документы, понять причинно-следственные связи и т.п.
Вот, например, наверняка был какой-то документ на предмет требования отчёта Совмином?


---------- Добавлено в 20:45 ----------


институт комплексных транспортных проблем НИИ КТП
Интересно, а его архив остался или всё уничтожили?


---------- Добавлено в 20:51 ----------


Упоминание об этом содержится "В основных направлениях развития народного хозяйства СССР на период 1971-1975 г:г"
Видимо, подробнее об аэрофикации можно прочитать здесь: http://books.google.ru/books/about/Директивы_XXIV_съезда_К.html?id=HlEEAAAAMAAJ&redir_esc=y
А чтобы ознакомиться, похоже, надо идти в РГБ. :)
 
Uran, а не встречались ли вам какие-нибудь книги или диссертации на тему организации авиаперевозок в советское время и их экономики.
Было б любопытно почитать с ссылками на конкретные документы, понять причинно-следственные связи и т.п.
Вот, например, наверняка был какой-то документ на предмет требования отчёта Совмином?
Интересно, а его архив остался или всё уничтожили?
Вообще, я когда работал над дипломом в 1993-1994 г. пришлось ездить в РГАЭ (государственный архив экономики, бывший ЦГАНХ СССР), некоторые документы там были. Но я искал конкретно то, что меня интересовало, это было связано с проектом развития комбинированных перевозок (современный термин "интермодальные перевозки"), напр. самолёт+автобус/самолёт+поезд в одном билете. А так, поскольку имел связи с МГА ещё будучи студентом, многое просто слышал. Позиция МГА была примерно такой: либо не трогайте нас и ничего не требуйте, либо дайте свободу ценообразования и мы сами разберемся со своими доходами и расходами. Да! И главное - самолёты! Дайте нам самолёты!
 
Последнее редактирование:
По поводу отчетов и введения хозрасчета, уже писали : Во-первых, Сумасшедшие затраты на Олимпиаду-80, война в Афганистане,и, как следствие, внешний фактор - ставка США на "изматывание СССР гонкой вооружений". Казна сжималась как шагреневая кожа.
Отсюда и "Экономика должна экономной !"
 
Последнее редактирование:
Вот что весьма любопытно, я однажды уже приводил это где-то на каком-то форуме. Это из справочника "Народное хозяйство СССР в 1990 г.", стр. 24
Как видим, здесь вообще нет воздушного транспорта. Но есть фокус.

Scr05.jpg
 
Кстати, погуглив, увидел что термин аэрофикация вроде как вводится много ранее:

В январе 1931 г. постановлением Совнаркома СССР гражданская авиация была отнесена к особо важным отраслям народного хозяйства. Советский Союз приступил «к выполнению широкой программы аэрофикации страны» [6]
6. Фрунзе М.В. Избранные произведения. – М., 1957

Отсюда: http://www.aerohelp.ru/law/info/204


---------- Добавлено в 21:40 ----------


См. 109 пост :) :)


---------- Добавлено в 21:41 ----------


Вот что весьма любопытно, я однажды уже приводил это где-то на каком-то форуме. Это из справочника "Народное хозяйство СССР в 1990 г.", стр. 24
Как видим, здесь вообще нет воздушного транспорта. Но есть фокус.
В чём фокус?
 
Реклама
Фокус получается на страницах 600-601.
Мы там видим огромную прибыль и рентабельность воздушного транспорта. Кстати, вряд ли кто-то обратит внимание на расхождения по позиция "прибыль" между таблицами на стр 24 и 600-601. Я долго не мог понять, куда делать разница, например, по железнодорожному транспорту 1985 год: 4889 и 4258. Думал, что в первой таблице не учтен налог на прибыль, но он составлял 22%, и сюда не подходит. Не хватает важного прилагательного к слову прибыль: "валовая".
Ну да ладно, но рентабельность воздушного транспорта 33% - это, конечно, нонсенс. Всегда закладывали до 9%, а тут вдруг 33.
Теперь вот другая таблица (это из сборника "Проблемы ценообразования в плановом хозяйстве", 1988 г. с. 114

Scan_24.jpg
 
Последнее редактирование:
А вот данные о государственных закупках авиатоплива в 1990 году. (Не совсем понятно, почему результирующая сумма завышена, но смею предположить, что туда была включена транспортировка и хранение). Но общий смысл ясен, 22,3*86,48= 1928,5 – это то, что было за это топливо получено, 5651,9 - то, что на него потрачено из бюджета.
"Анализ бюджетных расходов Министерства экономики и прогнозирования СССР (бывший Госплан), М, 1991, стр. 838.

Scr04.jpg
 
Последнее редактирование:
К посту № 117. То есть, смысл как бы очень прост. Когда все стали галдеть о хозрасчете и самоокупаемости, надо было в корне менять правила игры. Пожалуйста, мы готовы платить по всем позициям по тем ценам поставщиков, которые реальны, но тогда вся эта тарифная сетка, фиксирующая доходы, полетит к чертовой матери, и мы сами будем устанавливать тарифы, которые считаем нужными. В противном случае - какого хрена требовать результатов? Фиксированные тарифы служили, безусловно, мощным прессом, по идее, они не должны были давать расти затратам, да, но ведь невозможно было вместо керосина заправлять самолеты водой из близлежащего водоёма, равно как невозможно было равняться на проектную (расчетную стоимость) чего либо, при её разнице с реальной в несколько раз.


---------- Добавлено в 22:22 ----------


Freddy,фигасе, так это Вы сперли эту книгу в моем родном институте! ))) В библиотеке в свое время на неё была очередь.
 
Последнее редактирование:
устанавливать тарифы, которые считаем нужными..

Увеличение тарифов неизбежно привело бы к уменьшению пассажиропотока. Вот вам и устранение дефицита с помощью цены, а вы говорили, что нельзя таким образом устранить дефицит. Получается, можно?
 
Увеличение тарифов неизбежно привело бы к уменьшению пассажиропотока. Вот вам и устранение дефицита с помощью цены, а вы говорили, что нельзя таким образом устранить дефицит. Получается, можно?
Настя, я такое говорил, да, но я неcколько иное имел в виду. Я говорил о топливе. Если его физически нет, и его невозможно произвести (или выделить) больше, чем производилось и выделялось, то повышение цены дефицит все равно не устранило бы.
 
Денег не было у предприятий, у населения деньги были, просто та система не позволяла использовать их как инвестиционный ресурс и обеспечить товарами и услугами. Это тот самый инфляционный навес, о котором много шумели и до сих пор шумят.
 
Реклама
Настя, не совсем понял вашу мысль. У предприятий были фонды, что ну как бы приравнивается к деньгам, ну да ладно. Просто суть в том, что не нужно было обманывать самих себя. Хозрасчет какой-то. Капитализм, так капитализм. Потуги создать рыночные отношения в условиях отсутствия частной собственности – это утопия. И я сомневаюсь в том, что существуют какие-то промежуточные безболезненные состояния перехода от плана к рынку, от социализма к капитализму. При переходе на хозрасчет невозможно было взять и закрыть сто тысяч убыточных предприятий, их бы все равно пришлось тащить. За счет чего и кого? Правильно, изымать деньги у тех, кто её приносит. В рыночной экономике прибыль или убыток служат показателями того как ты работаешь: хорошо или плохо. В той экономике, что у нас была, эти показатели ровным счетом ничего не значили. На убыточных предприятиях так же платились и 13-е зарплаты, квартальные премии и прочее.
 
Назад