В Центральном институте авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (входит в состав НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") успешно завершен очередной этап в цикле наземных испытаний российского двигателя ПД-14 для нового ближне-среднемагистрального пассажирского самолета МС-21. Цель испытаний - экспериментальное определение непробиваемости корпуса вентилятора при обрыве рабочей лопатки.
Для проведения полномасштабных испытаний вентилятора двигателя ПД-14 стенд ЦИАМ Т14-01Б прошел существенную реконструкцию. В течение года были проведены очень серьезные работы по модернизации бронекамеры стенда для обеспечения возможности проведения испытания модуля вентилятора двигателя большой степени двухконтурности, полностью заменена вакуумная система, установлена новая система измерений, обеспечена возможность осуществления высокоскоростной видеосъемки процесса разрушения.
"Генеральной репетицией" в ходе подготовительных работ стали предварительные испытания с имитацией обрыва лопатки на рабочих оборотах. В тестовом режиме была подтверждена работоспособность обновленных стендовых систем и конструкций, разработанных в ЦИАМ специально для обеспечения испытаний вентилятора двигателя ПД-14.
В процессе испытаний установлено отсутствие нелокализованного разрушения корпуса вентилятора, зафиксированы траектория движения фрагментов оборвавшейся лопатки, характер поведения ротора после обрыва, а также состояние соседних лопаток при столкновении с оборвавшейся.
В результате испытаний была подтверждена непробиваемость корпуса вентилятора двигателя в ожидаемых условиях эксплуатации.
Следующим этапом наземных испытаний вентилятора двигателя ПД-14 на стенде Т14-01Б станет испытание по определению стойкости к забросу одиночной птицы. Уже сегодня идет работа по созданию новых технологических систем стенда и оборудования для возможности проведения этих испытаний.
Располагая уникальной экспериментальной базой, ЦИАМ обеспечивает научно-техническое сопровождение и проведение специальных испытаний при создании двигателя ПД-14. Так, на стендах УВ-13 и Ц5-2 были проведены комплексные испытания полноразмерной камеры сгорания двигателя пятого поколения; на стенде Ц-2 состоялись испытания по обледенению модели воздухозаборника мотогондолы двигателя; на стенде Ц-3А был проведен комплекс испытаний масштабной модели вентилятора с подпорными ступенями С180-2; проводится большой комплекс прочностных испытаний.
http://www.aviaport.ru/digest/2016/08/09/393154.html