Лет несколько назад попалась мне новость, что можно недорого слетать ... в Калугу. Диковинный полёт выполняла авиакомпания "Руслайн" всего за 1770 р. на двоих.
- Что за шутки? – говорю жене. – Это что за передовая компания, которая может себе позволить летать на таких сверхдальних маршрутах? Я туда пешком дойду, пока они будут пассажиров на борт сажать.
И впрямь, по прямой между Домодедово и калужским аэропортом Грабцево всего 138 км, какой смысл гонять самолёты на столь смехотворное расстояние? Это даже для "кукурузника" слабовато будет, а там был заявлен, ни много ни мало, реактивный
Bombardier!
Впрочем, тяжёлым, хроническим авиаманьякам, какая разница, если есть возможность куда-нибудь слетать, тем более, таким необычным способом? Новый тип самолёта и новый аэропорт – тоже сильные аргументы "за". Кроме того, рейс был заявлен на 7 мая, а мы именно в тот день собирались ехать в гости к моим родителям в Тарусу, а это всего 75 км от Калуги.
- Делов-то, - опять говорю, - долетим до Калуги бизнес-джетом, как
вайт пипл, а оттуда на автобусе поедем в Тарусу (там мы планировали задержаться дней на 10).
Юля пришла в восторг от такого плана:
- Ух ты! Там в Тарусе все попáдают, когда узнают, как мы в этот раз к ним приехали!
- Это точно, попáдают! – согласился я. - На самолёте никто туда ещё не летал!
И вот мы в ДМД, ожидаем регистрацию на рейс 7R 7753. Зарегистрироваться онлайн было нельзя, я уповал лишь на то, что удастся заполучить хорошие места в аэропорту. Нам выдали 12А, В. Я плохо представлял себе компоновку салона незнакомого самолёта, во всяком случае, 12А точно должно было быть у окна.
В автобусе до самолёта я насчитал всего человек 20-ть. Учитывая вместимость
CRJ-200, не набиралось и пол-салона. И это немало, учитывая специфику данного рейса. Пока ехали в сторону самых дальних стоянок, я внимательно изучал попутчиков и пришёл к твёрдому убеждению, что там не было ни одного человека, которому действительно нужно было в Калугу. Одни авиаманьяки, зуб даю!
Новый самолёт, новая авиакомпания - Bombardier CRJ-200ER "Руслайна".
Neoplan остановился у ярко-красного с золотом
CRJ-200 с бортовым
VQ-BFI (2002 г. выпуска, ныне
RA-67140) в нарядной одёжке в стиле хохломской росписи и с гостеприимно откинутым вниз коротким белым трапом. Он стоял в ряду таких же хохломских петушков, только наш был самый фатоватый.
Юля аж в ладоши захлопала:
- Смотри, какой красивый!
Приходится признать, что у "Руслайна" действительно одна из самых креативных и привлекательных ливрей в нашей авиации.
Люди по инерции подались было на выход, но двери не открывались. Так мы простояли минут десять, зато у пассажиров появилась прекрасная возможность вволю наснимать и самолёт, и лётное поле, и друг друга. Пока мы так стояли, с другого борта к лайнеру подъехала какая-то машина, а вокруг него вяло суетились техники. Обращал на себя внимание также небольшой открытый лючок под левым двигателем. Техники всё так же бродили вокруг самолёта, когда водитель открыл двери.
Самолётик низенький – всего семь ступенек, и мы уже на борту. Салон произвёл приятное впечатление. Белый верх и стены, синие кожаные кресла по четыре в ряд и такого же цвета ковровая дорожка в проходе.
Обнаружились и неудобства. Шаг между рядами довольно маленький, очень неудобно, низко расположены иллюминаторы. Весь полёт просидел, согнувшись в три погибели, иначе ничего не увидишь. Для кого канадцы их так прорезали, для лилипутов, что ли? Почему нельзя было поднять их хотя бы на 15 см повыше?
Очень не понравилось отношение к пассажирам бортпроводницы. Пока она шла к нам по проходу со стороны входа, Юля сделала пару снимков салона, а я любовался её стильной, красной формой, и даже вздрогнул, когда эта красавица остановилась возле нас и, замахав крыльями, как коршун, зашипела:
- Прекратите съёмку! Немедленно! И фото удаляйте!
Места нам достались укромные, в самом хвосте, но бдительная cabin crew нас и там застукала за противоправной деятельностью.
Прожигая нас насквозь злобным взглядом, она стояла, наблюдая, как мы сейчас станем удалять крамолу. Юля сделала вид, что чего-то там делает, и фурия, гонимая служебным долгом, оставила нас в покое и понеслась обратно к кабине пилотов, так как экипаж уже запустил двигатели, и у неё появились дела поважнее, чем надзор за всякими подозрительными типами. Сколько летаю, в первый раз столкнулся с подобными запретами, да ещё в такой грубой форме.
Зато у "Руслайна" есть свой бортжурнал. Прихватил на память. Заодно, воспользовавшись тем, что соседние места справа от прохода были свободны, мы пересели туда, так как мне показалось, что там более прозрачный иллюминатор.
Тем временем, экипаж начал доводить до пассажиров информацию о полёте. Весь путь до Калуги должен был занять 25 минут. Хе-хе, вот это перелёт! Предыдущим нашим рекордом был полёт из Домодедово в Иваново – 300 км и 50 минут, и получается, что мы сразу перекрываем его вдвое. Нам не сообщили, на какой высоте и с какой скоростью будет проходить полёт, но визуально мне показалось, тысяч на 9-10 мы успели подняться. После чего почти сразу пошли на снижение.
Несмотря на такой короткий прыжок, в полёте было обслуживание. Никаких разносолов, но напитки разнести успели. Кроме вышеозначенной фурии, был там ещё молодой человек, гораздо более приятный и вежливый, который нас и обслуживал. Ему-то я и задал вопрос, который не давал мне покоя с самого начала:
- А зачем "Руслайну" такой короткий рейс?
- Это разовый рейс, - ответил парень, - из Калуги мы потом летим в Белград.
На кой им Белград? Видимо, у них был какой-то чартер в столицу Сербии, и чтобы не гонять самолёт в Калугу пустым, решили продать на него билеты. А может, я ослышался, и не в Белград, а в Белгород? Ну, в общем, в любом случае они не прогадали.
Наш шустрый самолётик быстро прошил слой кудрявых облаков, пронёсся над зелёными лесами и полями и аккуратно сел в "Международном аэропорту Калуга".
Калуга. Аэропорт им. К. Э. Циолковского. Тележка с багажом следующего рейса уже стоит наготове.
Когда мы подрулили к зданию аэровокзала, я обратил внимание, что там уже стояла в готовности тележка с багажом на белградский рейс.
Громкое название аэропорта пока не подкрепляется реальными достижениями. Наш самолёт был единственным на перроне, аналогично позже не заметили мы и ни одного человека в здании аэровокзала. Возможно, что они, уже пройдя предполётный контроль, перешли в отдельную зону вылета.
Из самолёта пешком, минуя терминал, нас вывели прямо на привокзальную площадь и там предоставили самим себе.
Кроме нашего "сержика" фоткать в Грабцево было нечего.
Аэровокзал в Калуге ничего особенного из себя не представляет. За разноцветной современной облицовкой и стеклопакетами легко угадывается воздушная гавань регионального значения советского образца.
Я очень хотел изучить подробно терминал, но время поджимало катастрофически. На часах было ровно двенадцать, а единственный серпуховской автобус шёл с автовокзала в 13.50, то есть, в нашем распоряжении оставалось меньше двух часов. Других способов добраться из Калуги в совсем близкую Тарусу не было, разве только на такси. Но это не меньше тысячи рублей. А ведь надо было ещё туда добраться. Автобус №4, который ходит из аэропорта в город, до автовокзала не идёт, поэтому нужно было ехать с пересадкой. Да ещё в кассу за билетами могла быть очередь. В общем, мы должны были очень и очень спешить, пришлось ограничиться только беглым осмотром аэропорта снаружи.
В здании аэровокзала только вход и выход – больше ничего нет. Народ с нашего рейса туда было заскочил, и тут же выскочил обратно, не найдя там ничего, кроме досмотровой рамки. Всё новенькое, всё чистенькое, асфальт на лётном поле и на привокзальной площади тоже нулёвый, видно, что местные власти вложились в реконструкцию.
Терминал со стороны привокзальной площади.
Не прошло и десяти минут, а к остановке уже подъехал тот самый 4-й автобус. По 16 рублей с носа, и всего через 20 минут мы вышли в городе на углу улиц Кирова и Московской, возле Дома быта.
В Калуге я бывал и прежде, несколько раз по служебным делам, но так и не смог его не то что сколько-нибудь рассмотреть, а вообще, можно сказать, не рассмотрел. Теперь же, всего за час я узнал его лучше, чем за все прошлые визиты сюда вместе взятые.
Прямо перед нами возвышалась разноцветная, праздничная церковь Иоанна Предтечи первой половины XVIII века. Это одноглавый храм, с маленькими, чуть ли не бутафорскими куполками по углам, почти столь же высокий, как и пристроенная к нему колокольня, типичный образец стиля барокко.
Церковь Иоанна Предтечи на углу улиц Кирова и Московской.
Полюбовавшись этой расписной игрушкой, по улице Кирова мы пошли в ту сторону, откуда приехали, к площади Победы. Улица эта представляет собой зелёный бульвар, с широкой пешеходной зоной посередине. Город здесь имеет типичный облик областного центра эпохи застоя с панельными "хрущёвками" и кирпичными многоэтажками. Старинных зданий почти нет. Единственное, на что можно обратить внимание – двухзальный кинотеатр "Центральный" советской ещё постройки.
Мы перешли через дорогу и пошли по бульвару, украшенному, по случаю праздника, зелёными арками с натянутой между ними иллюминацией. Вечером здесь наверняка будет очень красиво. Вообще, этот район Калуги мне понравился – чисто, ухожено, много зелени. Ну и праздничная атмосфера тоже давала себя знать.
Бульвар на ул. Кирова.
Метров через 700 бульвар упирается в площадь Победы – большое, круглое пространство метров двухсот в поперечнике. Её издалека видно благодаря стоящему в центре мемориалу в честь 25-летия освобождения Калуги от фашистов. Это высокий обелиск с фигурой Родины-матери наверху, которая держит над собой рушник и шар с усиками – знакомый всем силуэт первого спутника.
Дополняют ансамбль мемориала окружающие обелиск три белокаменные стелы и конная статуя, поставленная калужанами своему знаменитому земляку – Маршалу Советского Союза Г. К. Жукову. Улица, носящая его имя, примыкает к площади с другой стороны.
У входа на площадь со стороны Кирова горит Вечный огонь, а рядом – слово "ПОБЕДА", на которое горожане уже успели повязать множество георгиевских ленточек.
Площадь тоже понравилась. Она вымощена новой декоративной плиткой, обсажена елями и деревьями, покрытыми молодой листвой и повсюду украшена клумбами. Цветущие тюльпаны и виолы, тёплое майское солнышко создавали радостное ощущение наступающего праздника.
Площадь Победы.
По случаю праздника на площади стоял, как в добрые, старые времена, почётный караул из старшеклассников в парадной военной форме. В памяти сразу всплыло моё собственное давнее прошлое, когда и я со своими школьными товарищами так же стоял на таком же посту у мемориала Боевой славы Тихоокеанского флота во Владивостоке. Табличка на площади сообщала, что почётную вахту на посту №1 несёт Краснознамённый караул из учащихся школы №36.
Нам повезло, как раз в это самое время происходила смена караула. Ребята, серьёзно и чётко печатая шаг, прошагали к Вечному огню, вновь прибывшие сменили своих товарищей, после чего вся процессия удалилась так же красиво, как и появилась. Молодцы! Даже кремлёвские курсанты не смогли бы пройти лучше.
На север от площади идёт бульвар с памятником воинам-интернационалистам, сразу за которым, метрах в ста, стоит церковь Космы и Дамиана конца XVIII века. Построенная, как и упомянутая выше церковь Иоанна Предтечи также в стиле барокко, она отличается плавными, текучими формами, а также расположением колокольни, которая отстоит так далеко от храма, что вообще кажется самостоятельным сооружением.
Площадь Победы. Церковь Космы и Дамиана.
Петербургские зодчие, строившие храм, очень постарались, он чрезвычайно красив и напоминает, скорее, небольшой замок богатого европейского вельможи времён Людовика XIV. Увы, сейчас эта красота находится в довольно запущенном состоянии, хотя храм действующий.
До отправления серпуховского автобуса оставалось совсем мало времени, и мы поспешили на автовокзал. Пройдя по улице Кирова в обратном направлении, мы дошли до улицы Ленина, где сели на 1-й троллейбус, который довёз нас до Вокзальной площади. Там и находятся оба вокзала – железнодорожный Калуга-1 и автовокзал.
Купили билеты на серпуховской автобус с отправлением в 13.50, и даже успели ещё осмотреть железнодорожный вокзал – памятник архитектуры начала прошлого века в русском стиле, в котором тогда было построено немало других вокзалов.
Железнодорожный вокзал Калуга-1.
До Тарусы доехали за час. Правда, автобус через город не идёт, а огибает его по объездной дороге, где мы и вышли. Но и оттуда пешком до дома родителей всего минут 20.
Надо ли говорить, что и они, и все другие наши многочисленные тарусские родственники на вопрос-загадку: "Угадайте, на каком транспорте мы сюда добрались?" верного ответа дать не смогли, и только диву дались, когда узнали, что в Калугу мы прилетели на самолёте. Только моя мама с третьей попытки сказала: "Самолёт?", видимо, вспомнив, что я неравнодушен к авиации.
Вот такое у нас получилось путешествие – самое короткое на тот момент из всех, совершённых на самолёте. А ведь, казалось бы, ну какое тут может быть приключение, если даже во времена Радищева поездка из Москвы в Калугу была зауряднейшим событием? А у нас может! Достаточно просто купить билет на самолёт.
Дальше немного погуляем по Тарусе и её окрестностям.
Основные расходы: авиабилеты Москва-Калуга 1770 р., билеты на автобус Калуга-Таруса 400 р., Таруса-Серпухов 150 р., Серпухов-Москва 380 р. Итого: 2700 р.