Тут меня все стали успокаивать, что всё нормально, мол, и я успокоилась и даже стала снимать проносящиеся мимо окрестности на телефон, потому что красота была вокруг просто невероятная.
Берега Оки вокруг Тарусы исключительно красивы.
Наше весёлое путешествие по Оке продолжалось не более 10 минут. Впереди справа показался широкий, длинный плёс, каких много вокруг Тарусы, и наш кормчий замедлил ход, направив лодку прямо к нему. Такие плёсы часто покрыты очень мягким, красивым песочком и неудивительно, что народ активно использует их в качестве пляжей. Так и здесь, весь берег был усеян отдыхающими.
Пляж в Поленово.
Народу в Поленово оказалось много не только на пляже. Сойдя на берег, мы пошли искать музей-усадьбу, но вместо неё поначалу вышли куда-то не туда. Всё вокруг было забито машинами. Ага, вот оно что, это кафе!
По выходным вокруг усадьбы настоящий аншлаг.
Я вообще-то была не прочь пообедать, и была уверена, что мы именно так и поступим, но ошибалась. Устроив монополию в таком туристическом месте как Поленово ( а там действительно оказалось очень много отдыхающих), одно-единственное кафе толкало обычный греческий салат по цене красной икры, а уж про горячее и говорить нечего.
- Давайте хоть кофейку с мороженым отведаем, - предложил папа.
- Мороженое, мороженое! - обрадовалась я, и через десять минут мы уже наслаждались кофе, хотя свободный столик найти было довольно сложно.
Кафе в Поленово.
Немного подкрепившись, мы решили окунуться в искусство с головой. Но и тут не обошлось без приключений. Пока мы определялись, куда же мы хотим пойти, и сколько это стоит, любезная тётенька в окошке не менее любезно сообщила, что билетов на сегодня нет. Помимо самого дома-музея Поленова, там был небольшой музей с помпезным названием Адмиралтейство, а на деле сарай для хранения лодок в зимнее время года. Но потом Поленову пришла в голову гениальная идея – сделать из него музей для детей. Там он расположил свои работы довольно интересным способом. Свет на них падает с лицевой стороны, и можно видеть их как бы при дневном освещении, но потом свет выключается, и подсветка идет уже с оборотной стороны картины, и зрители наблюдают те же картины, но уже «ночью». Идея мне понравилась, я читала отзывы в интернете, но вот попасть в этот музей у нас не получилось, времени не хватило.
Адмиралтейство.
Пока мы, переминаясь у билетной кассы, наконец, определились, что пойдём в Большой дом, как последние билеты у нас перед носом раскупили. Оказывается, их тоже надо было заранее бронировать на сайте. Но билеты нам всё-таки достались, кассир добавила нас к уже сформированной группе на 16 часов. Так как у нас было ещё море времени до начала экскурсии, мы отправились осматривать окрестности. Природа в Тарусе вообще очень красивая и живописная, недаром ведь она послужила натурой для нескольких фильмов и сериалов, включая знаменитый «Участок» с Безруковым в главной роли. А тут на противоположной стороне Оки во множестве росли хвойные деревья, задорно перемежаясь с лиственными. Атмосфера здесь спокойная и в то же время какая-то торжественная.
Природа в Поленово поистине чудесная.
Прогулка под сенью деревьев доставила мне огромное удовольствие. Природа живая и естественная, кто живёт в большом городе, сразу почувствует этот контраст. Муравейник под сосной щедро освещался солнцем и можно было бесконечно наблюдать как трудолюбивые и неугомонные муравьи деловито снуют туда-сюда.
Незаметно, за созерцанием природы и философскими беседами (а место располагает именно к таким) подошло время нашей экскурсии. Перед нами возвышался достаточно внушительный по тем временам, массивный трёхэтажный дом из дерева. Конечно сохранился он плохо и уже, наверное, был бы похож на дряхлую избушку на курьих ножках, если бы не находился под юрисдикцией государства, которое следит за ним довольно тщательно. На самом деле всё это время меня не покидало ощущение, что я действительно пришла в гости к знаменитому художнику, а он просто отлучился куда-то, очень может быть на пленэр, места тут для этого просто идеальные, ведь так и хочется запечатлеть всю эту красоту.
Дом-музей Поленова.
Рядом с главным домом Поленов построил так называемое Аббатство, где работал над картинами.
Наша группа уже выстроилась в нетерпении перед входом в музей, готовая по первому приглашению войти в дом, но тут вышла строгая работница музея и в приказном порядке предложила всем облачиться в специальные войлочные бахилы, лежащие тут же в двух больших коробках, что, конечно, большого энтузиазма у нас не вызвало. Но радовало хотя бы то, что свою обувь снимать было не нужно, они надевались поверх неё. Конечно, это необходимость, понятно, но вот ходить в них было абсолютно неудобно, мало того, что со стороны мы выглядели, как стая семенящих пингвинов, так ещё и по скользкому деревянному полу ходить в них было очень сложно.
Осмотр музея начали с первого этажа, и комната, в которой мы оказались, была посвящена истории семьи. Повсюду на стенах висели портреты его родни и вещички, которые он привозил из путешествий, в том числе по Египту и Палестине. В углу стоял старинный секретер, а в центре комнаты, напротив окна стоял большой обеденный стол с оригинальной столешницей. Крышка его была покрыта хаотичным рисунком состоящим из камушков, кусочков цветного стекла и тому подобной ерунды, но гид нам объяснила, что это его дочь приложила руку к составлению этой мозаики, когда была маленькой и из материалов, которые находила в округе. А, ну теперь всё понятно.
Поленов немало поездил по Востоку и привёз оттуда внушительную коллекцию оригинальных сувениров.
Мы перешли в следующую комнату, там был камин и множество картин на стенах, здесь были собраны все подарки, которые он получал от своих друзей-художников, а также некоторые его работы и автопортрет. Кстати, эта комната уже в те времена являлась полноценным музеем, так как Поленов считал, что искусство должно быть доступно всем без исключения и приглашал всех посетить свою выставку.
Следующая комната была детской студией, как мы бы сейчас это назвали, в ней обучались и творили дети художника. В настенных шкафчиках, под стеклом, стояли поделки из глины и дерева, сделанные руками детей, а также знаменитый набор из 12 тарелок, которые расписывала жена художника Наталья Васильевна, в соответствии с каждым месяцем года. Эта коллекция мне сразу приглянулась, выполнена она изящно, тонко и со вкусом.
Гид любезно предложила нам подняться на второй по массивной дубовой лестнице. И снова стая неповоротливых пингвинов не спеша двинулась покорять высоту. Стоит отметить, что дом этот Поленов строил сам, не собственноручно, конечно, но по своему проекту. В конце XIX века он купил здесь землю. И одного этажа ему показалось мало, строить, так строить!
И вот мы на втором этаже этого особняка, где большая комната была отведена художнику, а в других были спальни членов семьи. На одной из стен висит картина впечатляющих размеров – это Иисус и грешница – работа, занявшая у него много времени, но принесшая ему всероссийскую известность и немалый доход.
"Иисус и грешница".
Именно на деньги, вырученные от её продажи, Василий Дмитриевич в 1891 году смог купить эту усадьбу и построить дом. Возникает законный вопрос, если Поленов картину продал, как же она потом вновь очутилась в его доме? Неужели он, по терминологии «лихих 90-х», кинул незадачливого покупателя?
Нет, тем более, что покупателем, фактически был ни кто иной, а сам император Александр III. Сами понимаете, «кинуть» такую фигуру художнику было бы трудновато, не говоря уже о том, что за такое дело ему потом, мягко говоря, не поздоровилось бы. Да и вообще, трудно себе представить интеллигентного и порядочного Василия Дмитриевича в образе нечистоплотного «чёрного маклера».
Объясняется всё это просто. Картину Поленов продал, а в его доме остался висеть всего лишь её эскиз.
На этом наша экскурсия закончилась, и мы полные впечатлений, побрели в обратный путь, активно обсуждая увиденное и услышанное. Незаметно мы оказались на берегу реки и позвонили нашему капитану, чтобы он нас забрал. Не прошло и десяти минут, как мы уже неслись в нашей лодчонке, весело рассекая воду. Я уже окончательно освоилась и наслаждалась поездкой, и когда через 7 минут мы причалили к берегу, мне уже было этого мало и хотелось кататься ещё. Такое со мной часто бывает, сначала не затащишь куда-либо, а потом не вытащишь! Я даже узнала у нашего шкипера, с какой скоростью мы неслись, мне она показалась большой, а на самом деле, всего 40 км/ч. Вот так мы побывали в Поленово.