Ил-96 летят мимо «Аэрофлота»
Из-за неопределенной судьбы грузовой «дочки» авиакомпании
Длящийся почти 10 лет спор по поводу покупки «Аэрофлотом» самолетов марки Ил-96 получил свое продолжение. За это время контракт на поставку шести Ил-96-300 для «Аэрофлота» трансформировался в контракт на поставку этого же количества грузовых Ил-96-400 для «Аэрофлот-Карго». Однако из-за убытков, к которым привела операционная деятельность грузовой авиакомпании, в отношении нее может быть принято решение о расформировании, а значит, и покупать Ил-96 станет некому.
Первое соглашение на поставку шести Ил-96-300 «Аэрофлот» заключил с «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК) в 1999 году. В июне 2005 года компании подписали новый договор, по которому каждый из самолетов должен был обойтись заказчику в 57,4 млн долл. Однако затем стороны договорились о замене поставляемых самолетов с пассажирских версий на грузовые. 20 июня 2007 года «Аэрофлот-Карго» (грузовая «дочка» «Аэрофлота») и ИФК подписали контракт на поставку шести грузовых самолетов Ил-96-400Т. Он должен был заменить спорный договор по пассажирским Ил-96-300. В соответствии с новым контрактом первый лайнер должен был поступить в распоряжение авиакомпании в августе 2008 года, второй — в ноябре, третий — в декабре.
Как рассказали РБК daily сразу несколько источников в авиационных кругах, контракт по поставке Ил-96-400 опять под угрозой срыва. «Несмотря на то что процедура приемки самолетов уже началась, авиакомпания всячески противится приходу в ее состав этих лайнеров, находя в них все новые и новые несоответствия техническому заданию», — отмечает источник РБК daily. По его словам, компании уже обменялись несколькими письмами, касающимися недостатков, выявленных при приемке лайнеров. Официально в компаниях о нежелании брать Ил-96-400Т не говорят. В «Аэро*флоте» этот вопрос не комментируют, перенаправляя к дочерней структуре. «Процедура приемки самолетов, начатая в конце августа, не завершена», — сообщила РБК daily советник генерального директора «Аэрофлот-Карго» по связям с общественностью Наталья Русакова.
По словам источника РБК daily, отказ авиакомпании брать лайнеры Ил-96-400 связан с неопределенностью в дальнейшей судьбе самой грузовой «дочки». Сейчас парк «Аэрофлот-Карго» включает три самолета McDonnell Douglas MD-11F, компания законтрактовала еще три самолета MD-11F (они поступают на место трех выбывающих лайнеров DC-10). Также авиакомпания эксплуатирует два грузовых Boeing 737. С таким авиапарком чистый убыток «Аэрофлот-Карго» по итогам 2008 года составит 70 млн долл. Из-за этого сейчас в компании рассматривается вопрос о переводе всех лайнеров в материнскую компанию, списании долгов и расширении грузового департамента в самом «Аэрофлоте». Такая реорганизация должна оптимизировать работу авиаперевозчика, однако конкретных решений пока не принято.
Технически авиакомпания приемку завершила, отмечает гендиректор лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко.» Александр Рубцов. Он признает, что у компании возникли вопросы по количеству членов экипажа, температуре эксплуатации, колесам и топливной эффективности. Он отмечает, что в случае отказа «Аэрофлота» от лайнеров они без проблем найдут своих покупателей.
Компания слишком долго ждала MD-11F. DC-10 по экономике явно не были хорошим вариантом, констатирует руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Потенциал рынка никуда не делся, коммерческие права в цене не потеряли. Так что даже в случае реорганизации «Аэрофлот» продолжит заниматься грузовой темой. Идея выделения в отдельную компанию была здравой. Сейчас возможность возврата к форме департамента кажется нелогичной, отмечает эксперт.
СЕРГЕЙ КОЛОБКОВ
24.09.2008
http://www.rbcdaily.ru/2008/09/24/industry/381706