господа, в нете есть масса материала по поворотным делам паровозов. к сожалению, на немецком. Я просто не могу всё переводить, т.к. мне тогда нужно бросить работу
.
Были различные системы, кулисы никто конечно же не гнул, механизмы были достаточно сложны и громоздки для того времени, т.к. понятно, что привод (и газодинамическое управление машиной) от паровых цилиндров ничего весёлого не предвещал. Но тогдашние инженеры выкручивались как могли, и по моему мнению создали уникальные решения, исходя из возможностей того времени.
Гёльсдорф-ось, которую я упомяул выше стоит отметь особенно, т.к. была распростронена особенно на локомотивах построенных в Германии.
Или решения инженера Хельмхольтц или инжера Клозе... Или, например привод локомотивов по патенту Клин-Линднер...
Поверьте, оси поворачивались на поворотах.
Интересно, что оба колеса на оси сидят жёстко, т.е. это одна деталь собственно. Поэтому при проходе участка дороги с радиусом, как бы мы не хотели, но происходило проскальзывание одного из колёс, т.к. была разница в дистанции пройденного пути. Это уже другая проблема, но менее серьёзная, чем радиус поворота.