Про поезда

ссылка на паровозе описывает ситуацию до 2008 года, а не времен ссср. С 2008 принципиально уж точно ничего не поменялось. Основные потери Миша уже перечислил - 450 км к Мурманску и 377 линия Зима - Слюдянка. Вряд ли это можно назвать "намного меньше, чем было". К тому же никакой тенденции к дальнейшему снижению постоянки нет, все, что хотели опеременить, уже опеременили. Разве что на Сочи когда-нибудь решат разориться и на юг Кузбасса. Но в процентах от длинны сети постоянного тока это мелочи.
Другое дело, что длина переменки растет и, возможно, будет расти в дальнейшем, скажем, БАМ доэлектрифицируют. Но в любом случае никогда не будет такого, что переменным станет подавляющий процент эл-ных жд России.

именно так оно и было. =3 кВ напрямую с контактного провода идут в вагоны. Только почему далекого прошлого, очень актуальное настоящее )
 
dunch, а как сейчас устроена система подачи в сеть постоянного тока? С помощью чего выпрямляют исходный переменный ток, который поступает от электростанции?
 
SDA, с помощью выпрямительно-инверторного агрегата
Каждые 5-10 км вдоль жд постоянного тока расставлены тяговые подстанции, питающиеся от сети промышленной частоты 50 Гц.
На подстанции стоят трансформаторы, понижающие до 3,3 кВ. Со стороны НН стоит выпрямитель, к которому, собственно, и подключена контактная сеть.
 
dunch, как устроены эти выпрямители? Электромеханические (вряд ли), полупроводниковые (это ж какой ток нужно выдерживать!)?
 
SDA, почитайте вики https://ru.wikipedia.org/wiki/Выпрямитель
Понять без подготовки работу 3-фазного выпрямителя, на мой взгляд, затруднительно, так что начните с однофазного, с моста, например https://ru.wikipedia.org/wiki/Диодный_мост На тяговой подстанции таких нет, зато на старых локомотивах переменного тока такие стоят (на современных не знаю). Думаю, и у зарядного устройства банального мобильного телефона выпрямитель мостовой установлен.

Выпрямители полупроводниковые, на самых древних подстанициях диоды, поновей - тиристоры (может быть, на самых новых что-то более продвинутое). Проблема большого тока решается элементарно - включением параллельно множества веток диодов/тиристоров (также решается и проблема невозможности выпрямить одним тиристором 3.3 кВ - пробьет; в каждой ветке последовательно соединены дестяки тиристоров). Мощность тяговой подстанции для этой технологии - полная ерунда Например, на ЛЭП Россиия - Финляндия вставка постоянного тока позволяет передавать мощность 1.4 Гвт. Вот это сила ))) На алюминиевых заводах, думается, тоже выпрямители внушающей мощи стоят, точно посильней тяговых.
 
dunch, ну Вы меня совсем за идиота приняли ((((((
можно было просто написать "диоды/тиристоры"
 
SDA, ну, электромеханические выпрямители вряд ли человек в теме будет предполагать
Кстати, поначалу на жд ставили ртутные выпрямители, но годах в 50-60-х от них уже избавились.
ПС: а впрочем, было бы странно, если бы в 20-е годы ставили сразу полупроводниковые )
 

Ну я могу какие угодно предположения делать, уж коли в 21 веке РЖД продолжает ездить на постоянном токе.... и судя по приведённым выше данным готова тратить огромные деньги на поддержание постоянноточных подстанций с туевой хучей потенциально отказных элементов вместо одного трансформатора на 25 кВ.
Я в шоке от услышанного, был уверен, что от этого избавляются. У меня сегодня сместилась парадигма (((
 
как и ФранцЖД, АнглЖД, ГолландЖД и дороги прочих недоразвитых стран.
Финансовые и, что немаловажно, организационные издержки на смену рода тока, мягко говоря, велики, поэтому без супервеских причин никто не будет этого делать. Это нужно в один день, считай, отключить все старое электрооборудование и включить новое + заменить весь ЭПС (на более, кстати, сложный, дорогой, полный "отказных элементов"). Ничего особо отказного в выпрямителе, собственно, нет, чему там ломаться-то?
Кстати, удивительно, но факт: удельное потребление электроэнергии на линиях постоянного тока ниже, чем на переменном (правда, допускаю, что с современным эпс это может меняться). Так что не все так однозначно, если и менять что-то, то делать постноянку 6 кВ вместо 3. Были даже такие планы в советские годы, но от них отказались.
 
Специально сверился - РЖД еще и не уникально, осталась куча систем, где не стали переделывать инфраструктуру с постоянки (это не считая метро) - куча европейских стран и Япония.
 
Более того, в другой куче европейских стран, в которой сейчас используется "немецкий стандарт" (15 кВ переменки), тоже никогда не переделывали инфраструктуру Они вообще пропустили массовую электрификацию постоянкой и электрифицировали сразу переменным током.
 
Что дает тиристор по сравнению с диодом? Можно без утрирования, про модуляции разных видов в курсе.
 
по сути, использование устаревшей постоянки является признаком исторически развитой страны Те, кто начали эл-цию первыми, испльзовали постоянку. А папуасы, доросшие до этого к 70-ым, могли 100% переменить. Так что мы можем гордиться планом ГОЭРЛО
 
UNCC silent watcher, вы с переменкой не путаете? Сильно сомневаюсь, что на постоянке есть хоть один участок длинной 50 км Например, по пути моей электрички подстанции расположены Мытищи - Болшево (менее 7 км) - Щелково (менее 10). Перед Мытищами вроде на Лосиноостровской есть, тоже всего несколько км.
 
dunch, Да, немного маху дал, память подводит)
Постоянка - 10...25 км;
Переменка - 40...60 км
 
Последнее редактирование:
в Европе, кстати, насколько я понимаю, до сих пор пользуются на жд частотой 16 2/3 герц. Вот где дикость-то))) с неудобствами постоянки не сравнить даже
 
За одним великим исключением. Швейцария. Там опытный участок на переменке (ну то есть совсем опытный, в сравнении с окружающей "трамвайной" постоянкой 15 киловольт были тогда неведомым супер-хайтеком) появился в 1905 году, к 1920-м они довели переменку до практического использования и серийного производства и к 1940-м уже в целом закончили электрификацию.
Но там горы (что само по себе есть предпосылка к электрификации), горные реки, а на этих горных реках - собственные ГЭС, которые вырабатывают непосредственно эти "15 кВ, 16 2/3 Гц" и безо всяких подстанций подают в контактную сеть. По нынешним временам, конечно же, их мощностей уже мало, SBB берет часть мощности из общей сети.
 

http://supermap.zatramvaj.org.ua/

Вы себе представляете масштаб работ по переводу на переменку, скажем, Московского узла? С полной заменой парка локомотивов и МВПС, а также всех тяговых подстанций и контакнтной сети?
 
Последнее редактирование: