Многие, бросив беглый взгляд на фото, лишь равнодушно пожмут плечами, и подумают: ну, всего-то: гнилой ЧМЭ-3 где-то на в отстойнике. Однако, не стоит спешить с выводами. На фото - не ЧМЭ-3, а его модификация: аккумуляторный маневровый электровоз ЛАМ. Электровоз типа ЛАМ был разработан Всероссийским научно-исследовательским конструкторско-технологическим институтом подвижного состава (ВНИКТИ) по заказу Московской железной дороги. Первый электровоз (ЛАМ – 01) был переоборудован из тепловоза ЧМЭ3 – 179 в 2003 году, второй – из тепловоза ЧМЭ3 – 602.
Электровоз модернизирован на базе тепловоза серии ЧМЭЗ. При этом было сохранено основное оборудование тормозной системы (компрессор, датчики давления, контрольно-измерительные приборы, трубопроводы, воздухораспределитель, краны машиниста и т.д.). Гидромеханический редуктор привода компрессора был заменен электродвигателем постоянного тока.
Силовая установка со всеми относящимися к дизелю системами и часть электрооборудования с тепловоза были демонтированы. Оставлено лишь то электрооборудование, которое используется в схеме электровоза: тяговые электродвигатели, реверсор, контроллер машиниста, приборы освещения, защиты, сигнализации и связи. На освободившемся месте были размещены пять щелочных никель-кадмиевых аккумуляторных батарей – четыре тяговые и одна для собственных нужд. Аккумуляторный отсек изолирован от остальной части кузова, имел теплоизоляцию и был оснащен системой принудительной вытяжной вентиляции.
Пульт машиниста был смещен с разворотом к фронтальной плоскости кабины. В верхней части пульта располагалась панель, на которой отображалась информация о заданной и фактической позициях контроллера машиниста, остаточной ёмкости тяговых батарей и батареи собственных нужд, температуре воздуха в аккумуляторном отсеке и текущей скорости движения локомотива. Имелась световая индикация технического состояния батарей и их режимов работы. Локомотив был снабжен пультом дистанционного управления.
К сожалению, ЛАМ так и остался неудачно-экспериментальным. Слишком он уж долго заряжался, и, быстро разряжался. Что именно сподвигло заказчика к его разработке, тоже, до конца не ясно. Однако, это ещё одна небольшая страничка в истории "странных локомотивов" ЖД.