Большое спасибо, за развернутый ответ! Интересно, что ограничение по бортовой качке до 6°для Як-38 это говорит о том, что самолеты УВВП могли садится в более жестких условиях по сравнению с самолетами аэрофинишерной посадки, которые просто не могут выполнять посадки на авианосец при бортовой качке более 2,2° (для самолета F-4B Фантом), а при килевой качке более 3,5° заход и посадка по корабельной глиссаде, проход самолета над кормой (на высоте 14 футов (4,3 м)) чрезвычайно опасны из за возможного удара в корму.Условно разделил бы самолеты на три группы – обыкновенные, ВКРовские и М. Летать приходилось больше на своих, ВКРовских и они занимали промежуточное положение. На обыкновенных приходилось подергаться, на корабле смотришь за взлетающим рядом самолетом, голову задираешь, в возмущенном потоке самолет подбалтывает и понимаешь, что падать ему некуда как на твою голову. А у ЯК-38М устойчивость казалась уже избыточной, но это субъективно. Я другой цифры отбора воздуха на струйное управление (10 кг/с) не встречал. Управлению помогало изменение тяги ПМД/ПД. Может отличалось и передаточное число САУ.
Ограничение по бортовой качке было до 6 градусов.
Связано с возможностью руления (такое же ограничение) - раздельное торможение колес, относительно небольшая колея и большая база – колесо выворачивалось в сторону крена корабля и невозможно было прорулить по прямой. Рекомендовалось рулить при крене близком к 0.
Возможности самолета по управлению близки к этой величине крена. На вертикальных и переходных режимах управление "по положению" обеспечивалось в пределах "конуса управления" – положению самолета в пространстве соответствовало определенное положение ручки управления. В РЛЭ углы "конуса" по тангажу от 6 на пикирование до 15 на кабрирование, по крену 7 градусов, фактически чуть больше. Если взять ручку управления на себя на 100 мм – самолет увеличит тангаж на 10 градусов. Можно отклонить больше и так, что самолет выйдет за пределы "конуса" по тангажу или крену. Там управление как на самолетных режимах – при отклоненной ручке самолет будет уже вращаться. А по достижении углов в 20-30 градусов сработает СКЭ.
... самолеты УВВП могли садится в более жестких условиях...
... Як-38М с МРК при рулении с нажатой кнопкой...
Спасибо! Не знал таких подробностей, посадка 2-3 минуты это при сильной качке? Где то на форумах встречал, что посадка с "проскальзованием" занимала полторы минуты или даже минута 15 секунд (я только не понял это время цикла работы ПД после выхода на МГ, или от момента поворота сопла).Были и др. ограничения. На первых площадках (1-3) условия были хуже и качка не допускалась. На последующих - ограничение по килевой - 1,5 градуса. Подходили на высоте 25-30 м и при высоте палубы 17 м был запас по высоте в футах, можно выше подойти. Посадка занимала 2-3 минуты, а сбоку - еще минута нужна. На ЯК-38М рулить было лучше, особенно выруливать с 5-6 тп, но особых ограничений по рулению для него не было. И в качку я на нем не попадал. Для ВКР по бортовой качке – 2 гр.
Есть преимущество СВВП при подходе, но при касании свои особенности. В "зоне подсоса", а на корабле она выше, чем на земле и составляет 3-5 м, самолет увеличивал вертикальную скорость, желание отследить движение палубы или сесть помягче приводило к неприятностям – раскачке и т.д.
С нажатой кнопкой не рулили, неудобно, кратковременно нажимали, чтобы подправить переднее колесо и как на обычном… При развороте обороты не нужно добавлять.
В строевых частях с ПТБ не применялись, их даже не было. Насколько известно, на испытаниях были проблемы с путевой устойчивостью и саму форму ПТБ и стабилизаторы дорабатывали, как кстати дорабатывали и борт, в смысле бортовые штуцера и клапаны, наддува и перекачки топлива в расходный бак.У меня вопрос про ПТБ - удалось-ли кому-то производить полеты с ними на М-ке ?
Интересует как происходил контроль количества топлива на борту с двумя подвешенными и заправленными ПТБ, каждый из которых был по 450л ?
Указатель топливомера имеет шкалу только на 4000 литров и если прибавлялись дополнительные 900 литров, тогда как определялось общее количество топлива и как контролировалась его выработка из каждого ПТБ ?
Посмотреть вложение 725493
... посадка 2-3 минуты это при сильной качке? Где то на форумах встречал, что посадка с "проскальзованием" занимала полторы минуты или даже минута 15 секунд...
... например на Су-25 контроль ПТБ...
Спасибо за ответ, при внимательном рассмотрении вашей фотографии кабины ЯК-38М в Виннице нашёл надпись - ПОДВЕСНЫЕ БАКИ, рядом с сигнальными лампами (на правой вертикальной части), видимо это и есть сигнализация выработки подвесных баков. И исправлю себя, так как в интернете везде даётся информация что ПТБ были на 500 литров.На указателе была сигнализация выработки внешних и внутренних подвесных баков, а также крыльевых, первого бака и аварийного остатка.
... нашёл надпись - ПОДВЕСНЫЕ БАКИ...
Это для ПД... а у РД-38...
... на ТОФовском самолете МиГ21 УМ...