Если рассуждать в терминах «самолётики красивые», лучше посвятить время авиационному моделизму, а не рассуждениям о способах организации авиапрома. И мы сейчас ведь не о проблемах 91 года, а о том, почему к 91 советский авиапром подошёл как есть - с устаревшими технологиями, неэффективным производством, весьма посредственными кадрами в кб, неадекватной (по сравнению с лидерами) научно-исследовательской базой и сырыми самолётами, при том что в той же америке в принципе темы первых серий (в количестве десятков бортов), которые предполагалось списывать после небольшого налёта - не существовало, не побоюсь этого слова - никогда. И самое главное разрыв не сокращался, а увеличивался. Это, замечу, при том, что от многочисленных кризисов, связанных с экономическими циклами, ценами на керосин и дерегулированием - советская авиация была защищена. В 91 был ведь не то чтоб идеальный шторм, он стал таковым именно потому, что работать не умели в рыночных условиях в принципе
У Черемухина из бюро Туполева в его книге описано, как в 1980-х создавали новую производственную систему в Аэроспасьяль / Эрбас, предполагавшую динамическое планирование производства и поставок, цифровую документацию и поэтому максимальную похожесть первого и последнего выпущенного по ней самолета, по замыслу дававшую нужную надежность и простоту обслуживания. Он с ней с его слов имел возможность познакомиться вживую на их заводах. Писал что все это для Советов тогда было просто нереально, в силу технологического отставания и иной организации труда по всей цепочке, от проектирования до производства и эксплуатации.