Российская космонавтика

Реклама
Этот люк закрывает подъездные пути, по которым прикатывают Протона.
FunFly, это неверное утверждение.

Крыша закрывает нижнюю каретку-манипулятор установщика. Выпуклость на крыше сделана под направляющие нижней каретки-манипулятора.

Буксируемая тепловозом тележка с уложенной на ней ракетой подвозится по рельсовым путям к установщику. Гидроцилиндром в вертикальное положение выставляется защитная крыша установщика. Тепловоз отцепляется, от колонки электропитания по кабелю подается ток на собственный механизм передвижения тележки и тележка наезжает на стрелу по уложенным на ней рельсам, являющимся продолжением рельсового пути на стартовой площадке. Бугели хвостовой части тележки заходят в направляющие нижней каретки-манипулятора, а цапфа в передней части тележки фиксируется в крюке верхней каретки. Стрела с тележкой и ракетой поднимается в вертикальное положение. При помощи каретки-манипулятора обеспечивается соосность опорных пят ракеты с выставленными в рабочее положение откидными опорами стартового устройства с точностью ±20 мм. Гидроцилиндром верхней каретки тележка с ракетой с микроскоростью опускается до соприкосновения опорных пят ракеты с опорами стартового устройства, на него передается вес ракеты и ракета фиксируется в нем ветроудерживающим устройством. Ракета освобождается от крепления на тележке, стрела установщика с пустой тележкой опускается в горизонтальное положение, и тележка съезжает с установщика. Закрывается защитная крыша.

t5t5.jpg


yQH4V.jpg
 
Последнее редактирование:
В продолжение темы:
Роскосмос:
14.12.2021 09:17
Два российских спутника «Экспресс» выведены на орбиту
В понедельник, 13 декабря 2021 года, в 15:07 по московскому времени с космодрома Байконур выполнен успешный пуск ракеты-носителя «Протон-М». Спустя 18 часов и 7 минут разгонный блок «Бриз-М» доставил российские спутники связи «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7» на целевые орбиты с минимальной высотой 18,7 тысячи километров и максимальной 52,8 тысячи километров.

В ходе выведения было выполнено пять плановых включений маршевой двигательной установки разгонного блока. В настоящее время оба российских телекоммуникационных спутника были приняты на управление заказчиком запуска.

Довыведение космических аппаратов будет осуществляться при помощи двух двигателей СПД-100В и одного СПД-140Д. Оно совмещено с приведением аппаратов в рабочую точку, что позволяет минимизировать срок ввода спутников в штатную эксплуатацию. Срок довыведения спутника «Экспресс-АМУ7» составит не более 56 суток, а «Экспресс-АМУ3» — не более 59 суток.

Космические аппараты «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7» изготовлены компанией «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнёва» (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») на базе спутниковой платформы «Экспресс-1000Н». Ожидается, что они будут работать 15 лет (17 лет — технический ресурс) на геостационарной орбите в точках стояния 103°и 145° градуса восточной долготы соответственно (номинально). Они предназначены для обеспечения услуг фиксированной и подвижной связи, цифрового телерадиовещания, высокоскоростного доступа в Интернет, а также передачи данных на территории России и в странах СНГ в C, Ku и L — диапазонах.

Разгонный блок «Бриз-М» разработан и изготавливается Государственным космическим научно-производственным центром имени М.В. Хруничева (входит в Роскосмос). Используется для запусков с тяжелой ракетой-носителем «Протон-М». Обеспечивает выведение космических аппаратов на низкие, средние, высокие и геостационарную орбиты. «Бриз-М» состоит из центрального блока и дополнительного сбрасываемого топливного бака. В составе ракеты-носителя «Протон-М» выводит на геостационарную орбиту полезный груз массой до 3,3 тонны, а на геопереходную орбиту — свыше 6 тонн.
 
У меня, к слову, по поводу этого пуска «Протона» назрел вопрос.

Почему «Экспрессы» были выведены на орбиту со столь высоким апогеем: 52 872 км?
Да и перигей для геопереходной орбиты получился приличный ~ 18 700 км.
В итоге ведь аппараты должны оказаться на круговой орбите 35 786 км?

Просто это выглядит весьма непохоже на параметры геопереходных орбит, на которые обычно отправляются аналогичные спутники на иностранных ракетах. Там частым вариантом является схема, когда ракета оставляет спутник на переходной орбите (низкий перигей, типа 500 км) х (апогей близкий к целевым 35786 км), и дальше спутник сам, медленно но верно, поднимает перигей до равного апогею (то есть орбита из эллиптической становится круговой).

Например:

ChinaSat 9B @ Long March 3B/E: 206 x 35792 км x 24,6 град.
Eutelsat Quantum @ Ariane 5 : 210 км х 35716 км х 3,0 град.
SXM-8 @ Falcon 9: 235 x 19384 км x 27.0 град.

Здесь же у нас 18 714 х 52 872 км и 18 692 х 52 871 км :unsure:

P.S. На самом деле, пока печатал вопрос, сам придумал на него ответ – возможно, причина в том, что на «Экспрессах» стоят тихоходные ЭРД, на которых до целевой орбиты лететь долго, поэтому аппараты выводят как можно ближе? И снижение апогея + подъем перигея – более энергетически выгодно, нежели просто поднимать перигей??? Или дело в чем-то еще? :)
 
У меня, к слову, по поводу этого пуска «Протона» назрел вопрос.

Почему «Экспрессы» были выведены на орбиту со столь высоким апогеем: 52 872 км?
Да и перигей для геопереходной орбиты получился приличный ~ 18 700 км.
В итоге ведь аппараты должны оказаться на круговой орбите 35 786 км?

Просто это выглядит весьма непохоже на параметры геопереходных орбит, на которые обычно отправляются аналогичные спутники на иностранных ракетах. Там частым вариантом является схема, когда ракета оставляет спутник на переходной орбите (низкий перигей, типа 500 км) х (апогей близкий к целевым 35786 км), и дальше спутник сам, медленно но верно, поднимает перигей до равного апогею (то есть орбита из эллиптической становится круговой).

Например:

ChinaSat 9B @ Long March 3B/E: 206 x 35792 км x 24,6 град.
Eutelsat Quantum @ Ariane 5 : 210 км х 35716 км х 3,0 град.
SXM-8 @ Falcon 9: 235 x 19384 км x 27.0 град.

Здесь же у нас 18 714 х 52 872 км и 18 692 х 52 871 км :unsure:

P.S. На самом деле, пока печатал вопрос, сам придумал на него ответ – возможно, причина в том, что на «Экспрессах» стоят тихоходные ЭРД, на которых до целевой орбиты лететь долго, поэтому аппараты выводят как можно ближе? И снижение апогея + подъем перигея – более энергетически выгодно, нежели просто поднимать перигей??? Или дело в чем-то еще? :)
Насколько я знаю, дело не совсем в энергетической выгоде. Просто для скругления орбиты на высоте апогея спутнику нужно включать двигатель только в самом апогее, а остальную часть орбиты пролетать вхолостую, дожидаясь следующего апогея. ЭРД из-за малой тяги для этого понадобится очень много времени. Для скругления на промежуточной высоте двигатель может работать все время, параллельно опуская апогей и поднимая перигей.
 
У меня, к слову, по поводу этого пуска «Протона» назрел вопрос.

Почему «Экспрессы» были выведены на орбиту со столь высоким апогеем: 52 872 км?
Да и перигей для геопереходной орбиты получился приличный ~ 18 700 км.
В итоге ведь аппараты должны оказаться на круговой орбите 35 786 км?

Просто это выглядит весьма непохоже на параметры геопереходных орбит, на которые обычно отправляются аналогичные спутники на иностранных ракетах. Там частым вариантом является схема, когда ракета оставляет спутник на переходной орбите (низкий перигей, типа 500 км) х (апогей близкий к целевым 35786 км), и дальше спутник сам, медленно но верно, поднимает перигей до равного апогею (то есть орбита из эллиптической становится круговой).

Например:

ChinaSat 9B @ Long March 3B/E: 206 x 35792 км x 24,6 град.
Eutelsat Quantum @ Ariane 5 : 210 км х 35716 км х 3,0 град.
SXM-8 @ Falcon 9: 235 x 19384 км x 27.0 град.

Здесь же у нас 18 714 х 52 872 км и 18 692 х 52 871 км :unsure:

P.S. На самом деле, пока печатал вопрос, сам придумал на него ответ – возможно, причина в том, что на «Экспрессах» стоят тихоходные ЭРД, на которых до целевой орбиты лететь долго, поэтому аппараты выводят как можно ближе? И снижение апогея + подъем перигея – более энергетически выгодно, нежели просто поднимать перигей??? Или дело в чем-то еще? :)
Тоже думаю что дело в ЭРД. Например, ABS-3A и EUTELSAT 115, запущенные Фальконом, но тоже использовавшие ЭРД для перехода на ГМО с ГПО 410 × 63 950.
 
Я вот что думаю: благодаря отсутствию ЖРД, «Экспрессы» значительно легче спутников, построенных на «традиционных» платформах (например, Boeing-702 или A2100), где бóльшая часть массы приходится на запас гидразина (или аналогичного топлива). Соответственно, их можно выводить по два аппарата за раз, чем и пользуются. Время довывода на окончательную орбиту при этом примерно равно – и там, и там обычно проходит пара месяцев.

Можно ли говорить о том, что применение ЭРД в платформе «Экспресс» ИСС Решетнева делает ее... ну, более современной и в целом крутой, чем аналогичные предложения от зарубежных участников рынка типа вышеупомянутых Boeing / Lockheed Martin или даже SSL 1300 Maxar? (Где два аппарата за раз не запустишь, ну разве только на более тяжелом носителе типа Ариан-5?) Или прямое сравнение некорректно, и вопрос в действительности более сложный?
 
Я вот что думаю: благодаря отсутствию ЖРД, «Экспрессы» значительно легче спутников, построенных на «традиционных» платформах (например, Boeing-702 или A2100), где бóльшая часть массы приходится на запас гидразина (или аналогичного топлива). Соответственно, их можно выводить по два аппарата за раз, чем и пользуются. Время довывода на окончательную орбиту при этом примерно равно – и там, и там обычно проходит пара месяцев.

Можно ли говорить о том, что применение ЭРД в платформе «Экспресс» ИСС Решетнева делает ее... ну, более современной и в целом крутой, чем аналогичные предложения от зарубежных участников рынка типа вышеупомянутых Boeing / Lockheed Martin или даже SSL 1300 Maxar? (Где два аппарата за раз не запустишь, ну разве только на более тяжелом носителе типа Ариан-5?) Или прямое сравнение некорректно, и вопрос в действительности более сложный?
Так Боинг давно сделал 702SP с ЭРД и два аппарата за раз вывел ещё в 2015 годе ) скорее всего и остальные поддянутся, дело то выгодное
 
Реклама
Я вот что думаю: благодаря отсутствию ЖРД, «Экспрессы» значительно легче спутников, построенных на «традиционных» платформах (например, Boeing-702 или A2100), где бóльшая часть массы приходится на запас гидразина (или аналогичного топлива). Соответственно, их можно выводить по два аппарата за раз, чем и пользуются. Время довывода на окончательную орбиту при этом примерно равно – и там, и там обычно проходит пара месяцев.

Можно ли говорить о том, что применение ЭРД в платформе «Экспресс» ИСС Решетнева делает ее... ну, более современной и в целом крутой, чем аналогичные предложения от зарубежных участников рынка типа вышеупомянутых Boeing / Lockheed Martin или даже SSL 1300 Maxar? (Где два аппарата за раз не запустишь, ну разве только на более тяжелом носителе типа Ариан-5?) Или прямое сравнение некорректно, и вопрос в действительности более сложный?
Предложения Роскосмоса оценивают комплексно, не двигателем единым жив спутник. Но и двигатель можно поставлять отдельно, сам по себе. Вообще сравнивать с зарубежными участниками рынка сложно, по причине того, что у Роскосмоса может и не быть задачи участвовать в этом конкурсе.
 
Предложения Роскосмоса оценивают комплексно, не двигателем единым жив спутник.
Или не жив... Тут вот такая собака порылась: кроме двигателя действителено оценивается и другая начинка платформы, а один из двух экспрессов выведенных на орбиту обсуждаемым "продвинутым" способом уже частично утратил потребительские свойства из-за проблем с охлаждением задолго до окончания заявленного срока службы.
Но и двигатель можно поставлять отдельно, сам по себе.
Его сам по себе начали поставлять задолго до того, как начали довыводить спутники на ГСО с помощью ЭРД. Отлично продается, кстати.
Вообще сравнивать с зарубежными участниками рынка сложно, по причине того, что у Роскосмоса может и не быть задачи участвовать в этом конкурсе.
Например, в виду отсутствия перспектив и возможности нарастить производства. Не исключено, да.
 
Или прямое сравнение некорректно, и вопрос в действительности более сложный?
Вопрос, кстати, действительно более сложный. У вывода с помощью ЭРД есть ведь и недостатки. Первый и очевидный: пока спутник 4-6 месяцев летит до ГСО он денег не приносит. Для спутников с САС 15 лет этот критерий стал менее важным, но если срок 5 лет, например или это военный спутник нужный уже вчера, то есть о чем подумать. Другой неочевидный, но крайне существенный факт: долгое довыведение означает многочисленные пересечения поясов Ван Аллена и предъявляют повышенные требования к радиационной защите . А это либо деньги и масса, либо умение строить рад стойкую электронику недорого и без лишней массы - тоже не каждому доступно 😁
Ну и, конечно, при постройке спутников ценой как несколько РН, вопрос надёжности и отработанности платформы может быть существенно важнее возможности вывести за пол-цены. Но в целом, как я уже говорил, ЭРД становится все популярнее и для коррекции, и для выведения, и для дальних путешествий, так что можно ожидать появления таких платформ и у других производителей, а у Боинга уже есть.
 
Но в целом, как я уже говорил, ЭРД становится все популярнее и для коррекции, и для выведения, и для дальних путешествий, так что можно ожидать появления таких платформ и у других производителей, а у Боинга уже есть.
А ещё можно в перспективе использовать ЭРД для сведения отработавших своё космических аппаратов и средств выведения. Спешка тут не нужна, а экономичность приветствуется.
 
Пока вы тут обсуждаете электрические двигатели, космическая отрасль и вся страна превратилась в балаган


Мы с вами вот это вот оплачиваем
 
Мы с вами вот это вот оплачиваем
Форма неуставная, а так - патриотичненько и на общем уровне нашей попсы даже как-то много слов и некоторые правильные - турбонасосы, компоненты и тд.
Мы с вами оплачиваем кучу куда худшей хурмы.
 
Для скругления на промежуточной высоте двигатель может работать все время, параллельно опуская апогей и поднимая перигей.
А между тем и другим - поворачивая плоскость орбиты.
Тоже думаю что дело в ЭРД. Например, ABS-3A и EUTELSAT 115, запущенные Фальконом, но тоже использовавшие ЭРД для перехода на ГМО с ГПО 410 × 63 950.
Ф9, в отличие от Бриз-М, не способен выдать высокий перигей, так что если аппарат лёгкий и есть избыток скорости - то выгодней потратить её на увеличение апогея.
Первый и очевидный: пока спутник 4-6 месяцев летит до ГСО он денег не приносит. Для спутников с САС 15 лет этот критерий стал менее важным, но если срок 5 лет, например или это военный спутник нужный уже вчера, то есть о чем подумать.
Маск подумал и поставил на Старлинки электродвижки. Хотя у них именно 5 лет запланировано.
 
Маск подумал и поставил на Старлинки электродвижки. Хотя у них именно 5 лет запланировано.
Старлинки на ГСО не выводят, им месяцы довыведения не грозят, точнее два-три месяца довыведения как раз примерно и соответвуют 4-6 для ГСО-шных, плюс их же так много, что цена имеет значение. И на пояса Ван Аллена наплевать 😁
 
Последнее редактирование:
А ещё можно в перспективе использовать ЭРД для сведения отработавших своё космических аппаратов и средств выведения. Спешка тут не нужна, а экономичность приветствуется.
Старлинки так и предполагается сводить с орбиты как в случае проблем, так и после исчерпания срока службы
 
Реклама
Назад